Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» , формировалась его оригинальная художественная система. Анализируя творчество Булгакова, внимательный читатель заметит, что своеобразными ориентирами для писателя являлись такие мэтры русской литературы, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
На основе их творческой манеры создается особый булгаковский стиль с использованием фантастики, гротеска и элементов импрессионизма. Повесть «Собачье сердце» является фантастическим произведением с сатирической направленностью, но фантастический сюжет имеет под собой реальную историческую основу. В этом произведении отразились общие настроения постреволюционного общества, дух времени, побуждающий сказку сделать былью. Под фантастической трансформацией Шарика в Шарикова, собаки в человека, подразумеваются не только великие научные достижения двадцатых годов, но и попытка советской власти сделать «всем» человека, бывшего «ничем» как в социальном, так и в интеллектуальном и этическом плане. И не просто случаем из врачебной практики профессора Преображенского, а символом социалистических преобразований является тот факт, что превращение «зверя в человека» происходит в промежутке времени между католическим и православным Рождеством .
Поэтому особенную значимость получает финал повести, доказывающий невозможность чудесного преображения «мертвой души». В операционной Преображенского по прихоти науки возникает чудовищный гомункулус с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. В повести девять глав и эпилог. В экспозиции показана встреча двух главных героев — Шарика и профессора Преображенского: «… хлопнула дверь и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не «товарищ», и даже вернее всего — господин.
Ближе — яснее господин…». В Москве тогда все переменилось — место «хозяев», «господ» заняли «товарищи» и пролетарии». Глубинный смысл конфликта повести выявляется в ходе развития сюжета о «новом человеке». Завязка — это операция, произведенная над мозгом собаки, в результате чего она становится похожей на человеческое существо.
Однако эта «непостижимая» работа оказалась напрасной, потому что из «милейшего пса» получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают». Тот, в ком видят «незаконнорожденного сына» профессора, играет на балалайке, спит на палатях в кухне, бросает окурки на пол, ругается, подкарауливает в темноте «Зинку», ворует, «держит себя неприлично», наконец, пишет доносы на своего «папашу» и угрожает его убить. Ученый создал «мертвую душу», и перед ним встает новая задача — «из этого хулигана сделать человека».
Но изменить внутренний мир оказывается намного сложнее, чем совершить чудесное перевоплощение из собаки в человеческое существо. По утверждению самого профессора, «это никому не удастся». Но что же делать с Шариковым? Ведь признает же и сам профессор, что в нем таится какая-то «грозная опасность». «Экспериментальное существо» за два месяца проделывает путь от «ничего» ко «всему». Он как представитель «трудового элемента» заручается поддержкой власти, получает паспорт, устраивается на руководящую должность.
Теперь Полиграф Полиграфович Шариков — заведующий подотделом отчистки города Москвы от бродячих животных. Какая ирония! Он теперь полезный член нового общества, так как его можно натравить на классовых врагов, которые мешают ему жить в согласии со своим «уже не собачьим, а именно человеческим», «самым паршивым из всех, существующих в природе» сердцем.
Однако и этот его союз с «товарищами» временный, потому что если кто-нибудь настроит Шарикова на них, то и от бывших товарищей останутся «рожки да ножки». За социально-политическим конфликтом виден глубочайший нравственный конфликт. Нечеловеческие в своей аморальности, цинизме и бездушии поступки Шарикова-«гражданина» вынуждают профессора Преображенского уничтожить результаты своего опыта — вернуть все к «первобытному положению». Это развязка: Шариков снова превращается в Шарика.
Таким образом, кольцевая композиция подчеркивает авторскую мысль о том, как неестественны и опасны эксперименты с человеческим сознанием. Таковы невеселые раздумья сатирика о результатах взаимодействия трех сил: аполитической науки, агрессивного социального хамства и опустившейся до уровня домкома духовной власти. Булгаков крайне скептически смотрел на попытку искусственного и ускоренного воспитания «нового человека» и острой сатирой предостерег тех, кто попытается переступить святость прав каждого живого существа.
Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»