Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Вишневый сад — прекрасное творение природы и рук человеческих. О цветущем вишневом саде сказано в описании обстановки первого действия. О его красоте говорят уже в начале пьесы. Тут же Гаев сообщает, что сад их упоминается в «Энциклопедическом словаре». «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, — говорит Любовь Андреевна, — даже замечательное, так это наш вишневый сад». Распахнув окна в сад, Любовь Андреевна восклицает: «Какой изумительный сад!
Белые массы цветов, голубое небо…» Однако сад в пьесе — это и символ, причем весьма многозначный. Для Любови Андреевны он неразрывно связан с воспоминанием о ее детстве, о безвременно утраченной чистоте и молодости, о времени, когда она была так беззаботна и счастлива. Была такой, какова сегодня ее дочь Аня. Недаром же Гаев говорит Ане сразу при встрече: «Как ты похожа на свою мать! Ты, Люба, в ее годы была точно такая».
Вот об этом прекрасном прошлом и вспоминает Раневская, глядя через распахнутое окно детской комнаты на цветущий сад: «О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела оттуда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О, сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…» Но вишневый сад не только символ чистоты и молодости.
Это и хозяйственная основа имения в его прошлом, неразрывно связанная с крепостным рабством. «Подумайте, Аня, — говорит Петя, — ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой ветки в саду, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите их голосов…» Каких голосов? Для читателей и зрителей Чехова не было сомнения, что речь здесь шла о голосах замученных, засеченных в этом саду крепостных рабах. Так, с образом вишневого сада оказываются связаны размышления о социальном укладе русской жизни.
Прежде всего, о ее прошлом укладе. Но тут же — и о настоящем. Имение в долгах, как его сохранить, как спасти прекрасный сад? И выясняется, что сделать это невозможно.
Сад потерял свое коммерческое значение и поэтому обречен. «Замечательного в этом саду, — говорит Лопахин, — только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». Получается, что спасение только в том, чтобы вырубить сад и отдать землю в аренду под дачные участки. И это при том, что эстетическая его ценность очевидна. Сад должен погибнуть.
Лопахин, добившись успеха, возвращается с торгов и с гордостью восклицает, что «купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете». В конце своего победного монолога Лопахин заявляет: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!». Так оно и случится. Четвертое действие пройдет под аккомпанемент рубки вишневого сада, что несет в себе смысловую и философскую нагрузку.
И в этом проявляется все чеховская грусть о пропадающей напрасно красоте. В глубоком лирическом подтексте проявляется свет, которым Чехов озаряет будущее. Сад в пьесе — это и вера в завтрашний день, который, по мнению драматурга, должен быть прекраснее сегодняшнего. Но в образа вишневого сада видится и нечто страшное. Это вариация постоянной темы Чехова — красоты, противоречащей самой себе, красоты, внутри которой есть ложь, скрытое безобразие: «Красота должна слиться с правдой, только когда она будет истинной красотой» (Э.
С. Афанасьев). Тот волшебный сад, о котором говорит Аня, — это и есть образ красоты, которая сольется с правдой. Поэтому сад будущего будет прекраснее всех садов прошлого. Таков образ завтрашнего дня родины. В символическом смысле вишневый сад в пьесе Чехова — это и соприкосновение эпох: прошлого, настоящего и будущего, которое проявляется в отношении к саду, к жизни.
В пьесе пафос действия сменяется пафосом раздумья. Отсюда философский подтекст, или «подводное течение». В»Вишневом саде» характер раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия.
Это говорит о том, что образ вишневого сада выступает в пьесе той призмой, через которую читатель и зритель может видеть сущность персонажей, их моральные принципы, их психологию. Говоря о «Вишневом саде», А. М. Горький замечал, что здесь реализм возвышается до одухотворенного символа, что эта пьеса была бы неуместна на театральной сцене дочеховского времени. Символы в произведении Чехова наполнены философским звучанием.
Произведения этого драматурга нужно было ставить, играть, да и смотреть совсем не так, как ставились и воспринимались комедии Шекспира, Мольера или Фонвизина. Вишневый сад в пьесе — меньше всего декорация, на фоне которой философствуют, мечтают, ссорятся персонажи. Сад — олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день ответвляется от минувшего так, как молодые побеги идут от старых стволов и корней.
Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»