• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Смысловые ошибки в использовании цитат и крылатых выражений

 

Смысловые ошибки в использовании цитат и крылатых выражений

К фразеологизмам по цели употребления примыкают крылатые фразы и цитаты. Ошибки в их употреблении могут резко снизить эффект. Нужно понимать, что цитата, как и крылатая фраза, рассчитана на то, что собеседник знает, откуда она взята, а значит, употребленная вами цитата или крылатая фраза включает ваш текст в контекст определенной части культуры.

Следовательно, вы, вызывая конкретные литературные ассоциации, должны представлять себе, какой комплекс эмоций или мыслей с этим связан, чтобы использование крылатых фраз или цитат не превратилось в пустое, а потому неудачное украшательство.

Это не значит, что цитаты и крылатые слова могут приводиться только в неизмененном виде. Однако шутить на уровне перефразирования тоже надо уметь. Например, в кинофильме «Ищите женщину» есть такой диалог между полицейским инспектором и его старой знакомой: — Кстати, а почему в твоем возрасте ты только инспектор? — Ну ты же знаешь наши порядки! Кто не работает — того не едят. А я работаю.

Как видите, шутка построена на перефразировании известной пословицы «Кто не работает, тот не ест». Здесь такая переделка уместна и понятна. Кроме того, распространенное мнение, что, цитируя, человек хочет скрыть отсутствие собственных мыслей, основано на том, что есть любители уснащать свою речь цитатами в таком объеме, что чуть ли не замещают ими свои слова. Во всяком случае, в школьном сочинении цитаты из критики обычно используются так: приведена цитата, потом сказано: «Я согласен с Белинским», а затем — новая цитата.

Лучший способ использования цитаты или крылатой фразы — тот, когда вместо того, чтобы «изобретать велосипед», вы цитируете того, кто уже сумел сказать о том же, но ярко и емко. Затем можно обойтись с цитатой как угодно, но не замещать ею свои слова, а подкреплять.

Методика преподавания русского языка в 5-6 классе предполагает только первое, поверхностное знакомство со способами передачи чужой речи, а в тексты изложений часто включена прямая или косвенная речь. Поэтому в работах учеников 5-6 классов крайне часты ошибки в сложных предложениях с чужой речью, как с прямой, так и с косвенной: Мы сказали, что хватит кривляться и давай коли дрова.

Есть эти ошибки и в работах учеников 7-8 классов. Наиболее характерно смешение двух видов конструкций: Он сказал сыну, что мы улетим с Крита. Как правило, такие ошибки не бывают случайными, они показывают, что ученик мало читает и слабо ориентируется в законах построения письменной речи.

К сожалению, у некоторых учеников закрепляется навык неправильной формулировки предложения с чужой речью, поскольку эта ошибка очень распространена в устной речи.

В сочинениях ученики 9-11 классов должны использовать цитаты. Если тема «Способы передачи чужой речи» не была усвоена, то ошибки в построении сложного предложения, содержащего цитату, становятся закономерными. Один из частых случаев — повторение в своей речи того, что составляет содержание цитаты:

В Челкаше было что-то от романтика. Это видно в его размышлениях; а также он любил море: «Он, вор, любил море». Ошибки в употреблении цитат тоже бывают связаны с неправильным оформлением предложения с цитатой.

Примеры характерных ошибок 1. Ведь одна из правил заповедей гласит о том, что никогда не убей. — Типичный случай смешения прямой и косвенной речи. Кроме того, непонятно, зачем здесь слово «правил». Варианты правки: Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий». // Ведь в одной из заповедей говорится, что нельзя убивать.

2. Лука поставил обитателей ночлежки на правильный путь. — Грубая ошибка: во-первых, неверно процитировано крылатое выражение «наставить на путь истинный», во-вторых, сочинение не требовало такого пафоса. 3. Ты уколешься веретеном и помрешь во веки веков. — Вместо «на веки вечные», хотя и это выражение стилистически и логически неуместно. 4. Мне кажется, «они сами этого не знают». — Если так сказано у автора, то ученику, пишущему сочинение, это не может казаться. 5. Но человека человек послал туда, куда и «птица не летит, и зверь нейдет». — Учитывая, что фрагмент «человека человек послал» тоже взят из стихотворения , ничего, кроме смеха, такой «пересказ» вызвать не может.

Предлагаемый вариант исправления: или процитировать полностью оба нужных отрывка, или все перефразировать. Материал для коллективной работы 1. Но в конце Воланд помогает воссоединиться мастеру и Маргарите, а это доброе дело. Так что «в ложке меда есть капля дегтя», в чем-то злом есть что-то доброе. 2. Конечно, люди разные нужны, люди разные важны, но если бы таких, как Соколов, было больше, то на мир приятнее было бы смотреть. 3. Между ними завязался любовный треугольник.

4. Вначале, в течение нескольких дней, его прельщает деревенская природа: «Два дня ему казались новы…» 5. В портсигаре «громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник» были сигареты именно «Наша марка». 6. К сказкам Салтыкова-Щедрина можно подобрать пословицу: «На то и щука, чтоб корабль не дремал».



Смысловые ошибки в использовании цитат и крылатых выражений

Другие сочинения по теме:

  1. Роль цитат в речи — лингвистическое сочинение Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли...
  2. Смысл крылатых выражений из басен Крылова Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни «Лебедь, Щука и Рак»...
  3. Функционально-смысловые типы речи Цель данного занятия — выявить особенности функционально-смысловых типов речи. В заданиях используется следующий термин: Функционально-смысловой тип речи — тип речи,...
  4. Об использовании фразеологизмов в художественных текстах Культура речи — часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о...
  5. Сочинение Ошибки мост между опытом и мудростью Краткое сочинение Каждый человек в жизни ошибается. Ошибки делают нас мудрее и увереннее в себе. После каждой ошибки ты уже...
  6. Ошибки в сочинениях и пути их устранения Слушатели подготовительных отделений зачисляются в вуз по результатам выпускных экзаменов, которые проводятся по окончании подготовительного отделения. Требования к сочинениям и...
  7. Сочинение на тему Почему нужно анализировать свои ошибки Каждому хоть раз в жизни доводилось совершать ошибки, но не каждый поддавался анализу. Вероятно, каждый из нас хоть раз задумывался...
  8. Ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда Школьники уже в 5 классе получают общее понятие о синонимах как о словах, сходных или полностью совпадающих по смыслу ,...
  9. Сочинение на тему Опыт и ошибки Сочинение для 11 класса Размышление на тему «Опыт и ошибки» всегда актуально — в любом возрасте, в любом государстве с...
  10. Двадцать мотивирующих цитат, которые дадут вам неиссякаемую энергию 1) Делай сегодня то Двадцать мотивирующих цитат, которые дадут вам неиссякаемую энергию 1) Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так,...
  11. Зачетная работа по разделу «Лексические ошибки» Задание: Найдите ошибку, определите вид ошибки и исправьте ее. Вариант 1 1. Характер у Маши скромный, девичий. 2. В Карелии...
  12. Сочинение на тему Ошибки на жизненном пути человека Юность — самая лучшая пора. В это время ты полон сил и энергии. Твое сердце полно радужных надежд и тебе...
  13. Шаблон конспекта урока музыки при использовании методов художественно-педагогической драматургии Музыка, ______ класс Урок № __ ____ Дата _________ Тема ___________________________________________________________________________ Тема урока _______________________________________________________________________________________ Тип урока_ _______________________________________________________________________________________ Жанр _____________________________________________________________________________________________ Музыкальный...
  14. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАСС «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» МКОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа» Учитель математики Панкратова Нина Владимировна ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАСС Базовый учебник: «Алгебра» 7...
  15. В защиту ошибки Одной из самых существенных проблем нашего литературного образования является то, что под именем предмета «литература» в школе существует на деле...
  16. Ошибки в сочинениях «Сочетание ошибок разного рода» Ленский преломляется при первом же ударе жизнью. Характерной чертой Нагульнова является его речь, пересыпанная книжными словами и революционными тезисами. Итак,...
  17. Значение некоторых слов и выражений в стихотворения «К морю» А. С. Пушкина Блещешь гордою красой — такое выражение могло быть навеяно блеском морской воды под лучами солнца, но эпитет гордою выводит образ...
  18. Что я знаю о значении выражений «вавилонское столпотворение» и «троянский конь»? Город Вавилон. Два Предания о древнем Вавилоне. Строительство башни. Значение выражения «вавилонское столпотворение». Троянская война и ее причины. . Прекраснейшей...
  19. Урок алгебры для 8 класса «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» Алгебра. 8 класс Урок № 26 Дата:_____________ Учитель: Горбенко Алена Сергеевна Тема: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни Тип урока: Обобщение...
  20. Ошибки в презентации В процессе обучения истории часто прошу учеников подготовить презентацию в программе Power Point и сталкиваюсь с множеством ошибок по их...
« Нравственное падение Эжена де Растиньяка
План воспитательной работы для 1 класса »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения