«Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
Замысел романа «Собор Парижской Богоматери» возник у Гюго в начале 20-х и окончательно оформился к середине 1828 года. Предпосылками для создания эпохального произведения стали естественные культурные процессы, протекавшие в первой трети XIX века во Франции: популярность в литературе Исторической тематики, обращение писателей к романтической атмосфере Средневековья и общественная борьба за охрану старинных архитектурных памятников, в которой Гюго принимал непосредственное участие. Именно поэтому мы можем говорить о том, что одним из Главных героев романа, наравне с цыганкой Эсмеральдой, звонарем Квазимодо, архидьяконом Клодом Фролло, капитаном королевских стрелков Фебом де Шатопером и поэтом Пьером Гренгуаром, является сам Собор Парижской Богоматери — основное Место действия и незримый свидетель ключевых событий произведения.
В работе над книгой Виктор Гюго отталкивался от литературного опыта Вальтера Скотта — признанного мастера исторических романов. При этом французский классик уже понимал, что обществу требуется нечто более живое, чем мог предложить его английский коллега, оперирующий типичными характерами и историческими событиями. По мнению Виктора Гюго, это должен был быть «…в одно и то же время роман, драма и эпопея, конечно, живописный, но в то же время поэтический, действительный, но в то же время идеальный, правдивый, но в то же время величественный» .
«Собор Парижской Богоматери» стал именно таким романом, о котором мечтал французский писатель. Он соединил в себе черты исторической эпопеи, романтической драмы и психологического романа, рассказав читателю невероятную частную жизни разных людей, протекающую на фоне конкретных исторических событий XV века.
Хронотоп романа, организованный вокруг Собора Парижской Богоматери — уникального архитектурного памятника, сочетающего в себе черты романского и готического зодчества, — включает в себя разбегающиеся от него во все стороны парижские улицы, площади и районы . Париж в романе становится естественным продолжением Собора, возвышающегося над городом и охраняющим его духовную и общественную жизнь.
Собор Парижской Богоматери, как и большинство старинных архитектурных памятников, по мнению Гюго, является воплощенным в камне Словом — единственной сдерживающей силой для грубого, необразованного парижского люда. Духовный авторитет католического храма настолько велик, что он легко превращается в убежище для обвиненной в колдовстве Эсмеральды. Неприкосновенность храма Божьей Матери нарушается королевскими стрелками только по приказу Людовика XI, испросившего на этот поступок молитвенного разрешения у своей небесной покровительницы и обещавшего принести ей в дар прекрасную серебряную статую.
Французскому королю нет никакого дела до Эсмеральды: его интересует исключительно бунт парижской черни, решившей, по мнению Людовика XI, похитить из Собора колдунью с тем, чтобы предать ее смерти. То, что люди стремятся освободить свою сестру и разжиться за счет церковных богатств, не приходит в голову ни королю, ни его приближенным, что является прекрасной иллюстрацией политической оторванности власти от народа и непонимания его нужд.
Главные герои романа тесно связаны друг с другом не только центральной Любовной тематикой, но и своей принадлежностью к Собору Парижской Богоматери: Клод Фролло является архидьяконом храма, Квазимодо — звонарем, Пьер Гренгуар — учеником Клода Фролло, Эсмеральда — танцовщицей, выступающей на Соборной площади, Феб де Шатопер — женихом Флер-де-Лис де Гонделорье, проживающей в доме, окна которого выходят на Собор.
На уровне человеческих взаимоотношений персонажи пересекаются друг с другом через Эсмеральду, чей Художественный образ является сюжетообразующим для всего романа. К прекрасной цыганке в «Соборе Парижской Богоматери» приковано всеобщее внимание: парижские горожане с удовольствием любуются на ее танцы и фокусы с белоснежной козочкой Джали, местная чернь почитает ее не меньше, чем Богоматерь, поэт Пьер Гренгуар и капитан королевских стрелков Феб испытывают к ней физическое влечение, священник Клод Фролло — страстное желание, Квазимодо — любовь.
Сама Эсмеральда — чистое, наивное, девственное дитя — отдает свое сердце внешне красивому, но внутренне уродливому Фебу. Любовь девушки в романе рождается вследствие благодарности за спасение и застывает в состоянии слепой веры в своего возлюбленного. Эсмеральда ослеплена любовью настолько, что готова обвинить в холодности Феба саму себя, признавшуюся под пытками в убийстве капитана.
Молодой красавец Феб де Шатопер — благородный человек лишь в обществе дам. Наедине с Эсмеральдой — он лживый соблазнитель, в компании с Жеаном Мельником — изрядный сквернослов и любитель выпить. Сам по себе Феб — обычный Дон Жуан, смелый в бою, но трусливый, когда речь заходит о его добром имени. Полной противоположностью Феба в романе является Пьер Гренгуар.
Несмотря на то, что его чувства к Эсмеральде лишены особой возвышенности, он находит в себе силы признать девушку скорее сестрой, нежели женой, и со временем полюбить в ней не столько женщину, сколько человека.
Личность в Эсмеральде видит и на редкость страшный звонарь Собора Парижской Богоматери. В отличие от остальных героев он обращает внимание на девушку не раньше, чем она проявляет заботу о нем, подав стоящему у позорного столба Квазимодо воду. Только познав добрую душу цыганки, сгорбленный уродец начинает замечать ее физическую красоту.
Внешнее несоответствие себя и Эсмеральды Квазимодо переживает достаточно мужественно: он настолько любит девушку, что готов сделать для нее все — не показываться на глаза, привести другого мужчину, защитить от разъяренной толпы.
Архидьякон Клод Фролло — самый трагический персонаж романа. С ним связана психологическая составляющая «Собора Парижской Богоматери». Прекрасно образованный, справедливый, любящий Бога священник, влюбившись, превращается в настоящего Дьявола. Он хочет добиться любви Эсмеральды любой ценой. Внутри него постоянно идет борьба между добрым и злым началом.
Архидьякон то умоляет цыганку о любви, то пытается взять ее силой, то спасает ее от смерти, то сам же отдает ее в руки палача. Страсть, не находящая выхода, в конечном итоге убивает и самого Клода.
«Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго