Сочетание типичного в образах повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»
Одно из почетных мест в украинской литературе принадлежит Ивану Семеновичу Нечуй-Левицкому. Со страниц его произведений мы узнаем о жизни тогдашнего села, об обычаях народа, о множестве человеческих характеров, сплетение которых и порождает живую ткань его романов и повестей. В повести «Кайдашева семья» рассказывается о семье Кайдаша, обычаях и порядках пореформенной деревни.
Семья Кайдашей — типичные сельские жители. Все они работают: мужчины зарабатывают на жизнь тем, что работают, делают телеги, женщины — готовят еду, заботятся о доме. Но характеры всем писатель дал разные. Реалистичное изображение персонажей направлено на раскрытие основного конфликта произведения. Невольно восхищаемся прекрасными описаниями внешности персонажей, забывая о жестокости и бездушии мира.
В образе Омельки Кайдаша мы видим трудолюбивого человека. Его красивые черты убивают любовь к выпивке, мелочности и т. д.
Образы Карпа и Лаврина убеждают, что жестокость и эгоизм способны здорового и энергичного человека сделать мелочным, ограниченным в своих стремлениях. Это проявляется в том, что Мотря оскорбляет Кайдашиху, называет ее ведьмой, которая может порезать и покидать в борщ даже детей. Лаврин, который удивлял нас в начале повести своей добротой, весельем, поэтической душой, превращается в другого человека, который из-за каждой мелочи враждует со своим братом.
Полнее характер украинцев раскрыт в образе Мелашки. Она красива и внешне, и богата душой, выросла в бедной семье, умеет уважать и старших, и труд. Язык Мелашки близок к народной песне, он раскрывает ее глубокие душевные переживания. Автор любуется своей героиней. Вместе с тем он дает точную характеристику другому персонажу — Марусе Кайдашихе, которая хоть и является хорошей хозяйкой, но она жестоко обращается со своими невестками.
Среди красоты и гармонии человека с природой как нечто неприятное воспринимается жестокость и черствость людей.
«Кайдашева семья» относится к жанру социально-бытовой повести и воплощает в своих рамках картины жизни одной крестьянской семьи. На примере этой семьи писатель утверждает, что в условиях тогдашнего строя искажаются человеческие характеры, сужаются интересы и стремления, развиваются эгоизм, жадность, зависть. Люди становятся жестокими, мелочными, жалкими.
Царит полная бездуховность.
Вот Маруся Кайдашиха — хорошая хозяйка, рано встала и начала готовить завтрак. Крепостничество высушило ее душу, уничтожило в ней все хорошее нежное, ласковое. Теперь жажда собственности управляет всеми делами.
Она долгое время работала у господ, научилась пренебрежительно относиться к низшим от себя. Именно поэтому в семье зачастую возникали ссоры. Здесь же ее муж Омелько Кайдаш. Он не сидит без дела. Работает по хозяйству.
Крепостничество наложила отпечаток на его внешность и характер. Жгучую боль неволи, оставшуюся в его душе, он пытался залить водкой. Она и довела его до гибели.
Мне очень жаль этого трудолюбивого, доброго человека, которого погубило пьянство. Чем глубже погружаешься в текст, тем неприятнее становится на душе. Но почему? Да потому, что родные люди превращаются во врагов. Неужели так можно ненавидеть родных?
И почему? Разве тут виновата только собственность? А куда делись человеческая совесть, уважение, милосердие, душевная щедрость? Какими же принципами руководствуются герои произведения?
Постоянные ссоры за «мое» и «твое», жизнь по принципу «моя хата с краю», мысли только о себе, а другие все равно. Отстаивая это принципы, они готовы глаза повыбивать друг другу. Именно так и случилось с Кайдашихой, когда Мотря в ссоре за мотовило выбила свекрови глаз. А вспомним эпизод, когда та же Мотря полезла на чердак, чтобы забрать свою курицу, и вместе с ней похитила яйца у Мелашки.
Лаврин забрал лестницу, и «Мотря болталась на стене, словно паук на паутине».
Читая повесть, мы смеемся. Но смех этот Горький. Писатель с таким художественным мастерством нарисовал мелкособственнический быт украинского села, чтобы мы от души посмеялись и вместе с тем вздрогнули от ужаса. Мы же знаем, что украинский народ добрый, щедрый, радушный, гостеприимный. Но мне кажется, что постоянные нищета, нехватка средств делали их мелкими, воспитывали жестокость, злобу, бездушие, зависть.
Повесть учит нас, что человек, несмотря на социальные условия, должен быть великодушным, должен понимать окружающих, чтобы никакие причины, препятствия, трудности не смогли бы сделать из него эгоиста и собственника. Давайте ценить семейные отношения, любить друг друга, потому что дружба и согласие между членами семьи — это залог спокойной, долгой и счастливой жизни.
Сочетание типичного в образах повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»