Сочинение анализ ранних поэм Лермонтова
Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,- большинство из них в ранний период.
Поэмы появляются у юного поэта в неразрывной связи с его лирикой; в них развиваются те же идеи, темы, мотивы, образы. Внимание Лермонтова к поэме объясняется тем, что этот жанр, сохраняя возможность для раскрытия внутреннего мира героя, в то же время позволял показывать его более объективно — в действии, в прямом столкновении с окружающим миром. Подхватывая художественные открытия Байрона и Пушкина, Лермонтов развивал традиции русской романтической поэмы.
Самые ранние поэмы Лермонтова носят ученический характер. Он ориентировался прежде всего на пушкинский опыт. В ранних поэмах обычными были резкие контрасты, отсутствие хронологической последовательности, пропуски отдельных элементов сюжета, таинственность, загадочность героев, чаще всего данных вне социальной или бытовой среды, экспрессивный язык, экзотическая обстановка .
Кавказ постоянно привлекал внимание романтиков не только как «экзотическое» место действия, противопоставленное обыденной и пошлой действительности, но и как воплощение свободы, вольности. Как отмечал Белинский, «…с легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой разгульной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!.. И Кавказ — это колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова» .
Центральное место в романтических поэмах Лермонтова занимает герой, прямо противостоящий людям, обществу, нарушающий все его законы — вплоть до убийства родных . Он и жертва общества, и мститель ему, и вина его — вина трагическая, вызванная непреодолимыми обстоятельствами . Попытка героя обрести возрождение через любовь также обычно заканчивается трагически.
Жанр поэмы у Лермонтова эволюционирует. Так, в поэме «Измаил — Бей» любовная интрига соединяется с темой национально-освободительной войны. Внимание поэта было обращено, в первую очередь, не на реальные события, положенные в основу сюжета, а па нравственно-психологические проблемы, связанные с образом главного героя. Он уже отравлен цивилизацией, которая разрушает его простое, «естественное» сознание, лишает его непосредственности и связи с родной средой:
Но горе, горе если он, Храня людей суровых мненья, Развратом, ядом просвещенья В Европе душной заражен!
Однако патриархальный мир в изображении Лермонтова так же противоречив, как и мир цивилизации. Именно патриархальный мир породил Росламбека — лицемера, деспота, убийцу. К проблеме соотношения цивилизации и «патриархальной естественности» Лермонтов вернется в «Герое нашего времени».
В еще большей степени жанр «байронической поэмы» видоизменяется в «Боярине Орше» . Здесь уже не один, а два героя. Сюжет построен на столкновении бедняка Арсения, проявляющего в борьбе за свое человеческое счастье черты индивидуалистического сознания, с боярином Оршей, отцом его возлюбленной, который, при всей его жестокости и мрачности, является до некоторой степей носителем традиционных представлений о чести. Большое внимание уделено раскрытию психологии этих героев, равных по силе характера и глубине переживаний.
Поэма, в которой широко использованы фольклорные элементы, относится к переломному периоду в творческой эволюции Лермонтова. Некоторые стихи из «Боярина Орши» Лермонтов использовал в «Песне про купца Калашникова», устанавливая тем самым связь между этими произведениями. Связь проявляется и в том, что два героя-антагониста, правда, в очень измененном варианте присутствуют и в новой поэме.
Сочинение анализ ранних поэм Лермонтова