• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Сочинение Катерина и ВарварЧья жизненная позиция ближе тебе?

 

Сочинение Катерина и ВарварЧья жизненная позиция ближе тебе?

Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе? В 1859 году А. Н. Островский пишет драму «Гроза».

В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, су­щественно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризует­ся близостью к Богу, бессознательным ощущением изначаль­ной обреченности человека.

В драме «Гроза» воплощением та­кого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Каба­нова. Драматург противопоставляет ей девушку, которая явля­ется частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и слож­на, как у Катерины.

Это Варвара Кабанова.

Две героини пьесы различаются между собой, но их объ­единяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость. На фоне жителей города Катерина выделяется своими ду­шевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Куд­ряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, вы­деляет характерные для нее черты: «… у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Каба­новой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее.

Героине Островско­го кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на образах».

Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей. В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу.

Это проявля­ется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Ка­терина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу.

Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуж­дым жестокой обыденности. Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: «…и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится.

Точно, как все это в одну секунду было».

Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замуж­ней Катерины: «…засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет…» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.

Это подчеркивается даже фами­лией. Кабан, одно из самых приземленных животных, — тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина.

Варвара была вынуждена хитрить и лов­чить.

Ее задача — найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей. Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. «Да ведь и у нас то же самое», — говорит она.

Катерина же физически ощущает. тя­жесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю «Домострою» и самодурству Кабанихи.

Но уже в первой сцене с участием Ка­терины мы видим, что ей это не удается. Во время «сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Ка­терину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безволь­ного мужа. «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» — говорит она Кабанихе.

В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Ти­хону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно.

Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой «в сторону». Она Имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. «Шито да крыто» — ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изоли­рованная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к ге­роине Островского приходит осознание неизбежности смерти.

Гибель — это плата за жизнь.

Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: «Я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю…» Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбеж­ной реальностью.

Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

В новом доме прерывается беспрепятственная связь Кате­рины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утрачен­ное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Бо­рису, греховная, по традиционным понятиям, страсть.

Кате­рина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: «Нет у меня воли». Катерина сама прини­мает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное «рабство» не имеет ничего общего с безво­лием и униженностью других персонажей.

Но для самой Ка­терины ее поступок — грех, поэтому героиня, осознав неиз­бежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: «… я бы все шла… и не оглянулась бы «. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было «шито да крыто», она не хочет, уехать — не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет «не по своей воле». Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Ка­терины? Если уж в «праведной» земле, где «красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где «салтаны землей правят» и «люди с песьими головами».

Остается одна дорога — в омут. Но в то же время это — дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. «В могилу… в землю».

Не выносит жизни у «маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь про­тив неприятного, надоедливого ворчания.

Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше вы­являют противоречия между ними. Ни одна из героинь, без­условно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом.

Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать.

Это при­звание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия. Таким образом, моя жизненная позиция не может совпа­дать с позициями героинь Островского.

Мне остается восхи­щаться избранной Богом Катериной.



Сочинение Катерина и ВарварЧья жизненная позиция ближе тебе?

Другие сочинения по теме:

  1. КАТЕРИНА И ВАРВАРА. ЧЬЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ БЛИЖЕ ТЕБЕ? В 1859 году А. Н. Островский пишет драму «Гроза». В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так...
  2. Сочинение на тему Катерина — Луч света в темном царстве Островский в пьесе изображает город Калинов, где преобладают «жестокие нравы». Жители города живут по своим законам. Читатель узнает эти подробности...
  3. Катерина и Кабаниха — два полюса калиновского мира Катерина и кабаниха — это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха — это хозяйка «темного царства». Все персонажи этой...
  4. Жизненная позиция: поступки, нравственность и Родина Жизненная позиция дает возможность различить отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные цели. Рассудительный человек не может...
  5. Жизненная позиция и нравственный облик Огудаловой в драме «Бесприданница» Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна — приживалка при...
  6. Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина? Драма » Гроза «, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов,...
  7. Одинока ли Катерина в своем протесте? Свое творчество Александр Николаевич Островский посвятил русскому театру. Его пьесы стали классикой и до сих пор входят в репертуар лучших...
  8. Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? Пьесу А. Н. Островского «Гроза» критики называют народной трагедией, а ее главную героиню Катерину считают народным и героическим характером. Так...
  9. Почему Катерина — «Луч света в темном царстве»? Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал...
  10. Катерина и Лариса: кто сильнее? Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими...
  11. Катерина Кабанова в критических статьях А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы» Пьеса А. Н. Островского «Гроза» и ее главная героиня — Катерина Кабанова — вызывала и до сих пор вызывает множество...
  12. Сочинение Почему Катерина названа Добролюбовым «Лучом света в темном царстве»? (по произведению Н. Островского Почему Катерина названа Добролюбовым «Лучом света в темном царстве»? Характер состоит в способности Действовать по принципам. Им. Кант А. Н....
  13. Почему Катерина решилась на самоубийство? Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, «Литературная экспедиция», сделанная Островским в 1856 и...
  14. Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза» Существует два типа людей: одни — это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают...
  15. Чья точка зрения мне ближе, Писарева или Добролюбова на образ Катерины Калинов… Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так...
  16. Катерина в кругу героев пьесы Сочинения по литературе: Катерина в кругу героев пьесы А. Н. Островский в пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одни...
  17. Катерина в кругу героев пьесы «Гроза» А. Н. Островский в пьесе » Гроза » разделил людей на две категории. Одни — угнетатели «темного царства», другие —...
  18. Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза» Драма А. Н. Островского, написанная в 1859 году, имела важное значение как для современников, так и для будущих поколений. В...
  19. Катерина Ивановна — характеристика персонажа Произведение: Преступление и наказание Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и...
  20. Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» Не люблю я эту «сладкую парочку», что бы о ней ни писалось в учебниках русской литературы. По-моему, они подходят друг...
« Образ смотрителя училищ и почтмейстера в пьесе Гоголя «Ревизор»
«Кандид, или Оптимизм», анализ повести Вольтера »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения