Сочинение на тему Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова.
Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.
«То бранюсь, то дерусь, тем и Дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы.
Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой: — Один ты остался у меня. — Да отвяжись… — Нет у меня сына…
Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «другмой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания.
Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей.
Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом. Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация».
Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошат-ками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «животной» низменности окружающего мира.
Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль» — комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей.
Автор рисует ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе — от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя. Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником.
Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
Сочинение на тему Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»