Сочинение на тему «Утверждение доброты в творчестве Григория Тютюнника»
Все произведения Григора Тютюнника Объединяет идея гуманизма, высокий идеал простого человека, который, живя большей частью в сложных социальных и материальных обстоятельствах, без благосостояния, исповедует святые законы народной морали, правды и милосердия. Все написанное этим прекрасным мастером слова уместилось в двух томах. Кажется, немного. Однако ценность литературного наследия художника определяется не объемом, а содержанием, потребностью в его книжках. А они необходимы нам, так как правдивые, честные, гуманистические. Очень жаль, что писатель прожил мало — всего 49 лет. А сколько бы он мог еще создать!.. Почти большая половина написанного им — о детях или для детей, которых он любил по-особенному нежно. Им писатель отдал ту ласку и любовь, которыми в детстве судьба обделила его самого. Он имел двух сыновей — Михайлика и Василька. Был любящим и заботливым отцом.
А родился Григорий Тютюнник 5 декабря 1931 года в селе Шиловцы Зинковского района Полтавской области. Детские года его были горькими. Рано потерял отца (забрали в 30-х годах), которого очень любил и до конца своей жизни вспоминал с теплотой и нежностью. С матерью отношения у мальчика были непростые, поэтому определенное время он жил на Донбассе в семье дяди Филимона Васильевича и его жены Наталии Ивановны, которые были ему, как родные родители. Там пошел в первый класс. А когда началась война, мальчик, видя, что тетке стало тяжело прокормить собственных трех детей, решил вернуться к себе на Полтавщину. В дорогу взял котомку сухариков и банку меда, которую дали ему земляки. 11 дней шел к отчему дому. Это была дорога тяжелая и опасная, преисполненная недетских испытаний, злоключений и горя. Всякие люди встречались Григорию. Встречался с фашистами, да и свои иногда были не лучше — полицаи, дезертиры, спекулянты. И все же судьба посылала ему больше людей добрых, щедрых душой, смелых. Они часто спасали обессиленного длинной дорогой оборванного подростка от смерти и голода, делились шматом хлеба, обогревали, давали одежду.
Когда Советская Армия освободила родную землю от захватчиков, Григорий пошел учиться в Зинковское ремесленное училище. Потом работал, служил на флоте. И снова учился — в Харьковском университете. Там и начал писать.
Одними из первых произведений были повести «Огонек далеко в степи», «Осада» и «Климка». Все они автобиографические. Однако их значение этим не ограничивается, так как повести не только раскрывают нам страницы жизни писателя, а прежде всего воссоздают определенные периоды в жизни украинского народа (начало войны, года фашистской оккупации, послевоенные времена), показывают, как формировалось и жило поколение, детство которого припало на войну, а возмужание — на нелегкое восстановление разрушенного. Так вот эта трилогия (так с полным правом можно ее назвать) — высокохудожественная историко-психологическая хроника целого этапа в жизни нашего общества.
Повесть «Климка» переносит нас в тяжелые времена фашистской оккупации Украины. Это трагическое путешествие самого Григория Тютюнника. Война застала Г. Тютюнника на Донбассе, а голод заставил вернуться на Полтавщину. Но автобиографичность не означает абсолютное воспроизведение хроники жизни Тютюнника. Герой повести «Климка» идет не на Полтавщину, а за солью, чтобы потом продать ее и спасти от голода любимую учительницу с дочуркой-младенцем и себя с другом. Однако в основе произведения — впечатление от того памятного похода мальчика тяжелыми дорогами войны. Климка и Зульфат встречают на базаре свою учительницу Наталию Михайловну. Именно тогда у друзей появилось благородное желание помочь ей, ведь она с малым ребенком оказалась в безысходности. С этих пор мальчики и возьмут на свои слабенькие плечи все заботы об учительнице и ее дочурке. Чудесно раскрывается характер героя, когда Климка с сапожником спасли незнакомую им девушку от Германии, хотя могли поплатиться за это жизнями. В этом эпизоде автор показал, как даже в экстремальных ситуациях настоящие люди остаются людьми, показывая сочувствие и милосердие к другим.
Трогательным является рассказ о пребывании Климки у тетки Марины, которая выхаживала его в горячке и хотела даже оставить у себя — усыновить. Но Климка, хотя ему и нравилось у доброй женщины, не согласился, так как ощущал ответственность за жизнь Наталии Михайловны и маленькой Оли. Это и есть именно доброта и самоотверженность человеческой души, о которой писал Г. Тютюнник. Страшная смерть мальчика — бескорыстной, милосердной и бесшабашной души, что жила для добра. Все эти эпизоды важные, так как именно они раскрывают авторский замысел — основную мысль повести: дети войны проявили такое милосердие, которое и взрослым иногда было не под силу. А за благородство своего сердца, бескорыстие и доброту Климка заплатил собственной жизнью. Фашистский шар достал сердце, и он даже не успел в последний раз отозваться на зов Зульфата, который каждый день выходил к станции выглядывать его и в конце концов встретил… Кажется, что такой конец жестокий и несправедливый. Однако война всегда несправедливая: гибнут наилучшие, которые проявляют максимум благородства, доброты и милосердия. Итак, еще одна идея повести — проклятие войны.
Все хорошее в жизни приходило к Григорию Тютюннику с опозданием. Не юным он поступил в университет, лишь в тридцать лет был напечатан первый рассказ и очень поздно (только после смерти) пришли к писателю достойные его таланта почет и слава. Морально-этический и художественный потенциал творчества Григория Тютюнника чрезвычайно высокий. Как и каждая настоящая литература, художественное наследие писателя было, есть и будет современным, так как вечными остаются принципы добра, правды, милосердия, которые большой гуманист провозглашал в своих произведениях, какие мы только стремимся утвердить в жизни.
Сочинение на тему «Утверждение доброты в творчестве Григория Тютюнника»