Сочинение на тему Художественное новаторство Маяковского
-24 С первых шагов Маяковского в литературе стало ясно: пришел новый поэт, ни на кого не похожий, со своим мироощущением и мировосприятием, со своим взглядом на вещи и явления. У него был свой, незаимствованный голос. В таких, правда, уже поздних строчках: «Ну, как вам, Владимир Владимирович, нравится бездна?» И я отвечаю также любезно: «Прелестная бездна.
Бездна восторг!» К. Чуковский уловил те же интонации, которые только что слышал на углу Бассейной и Литейного.
«Здесь нет ни анапестов, ни ямбов, но здесь биение живой человеческой крови, что, пожалуй, дороже самых изысканных метрических схем» 49; 2, 324. Почти такое же ощущение было и у М. Цветаевой: «Ритмика Маяковского — физическое сердцебиение — удары сердца застоявшегося коня и связанного человека» 47; 2,416. Поэт привел с собой и нового лирического героя, что тоже немаловажно. Не случайно высокую оценку его творчеству дали признанные мастера поэзии «серебряного века» — А. Ахматова и М. Цветаева.
В стихотворении «Маяковский в 1913 году» 1940 Анна Ахматова пору вступления Маяковского в литературу называет «бурным рассветом»; поэтическая дерзость и новаторский характер творчества определяются строкой «грозные ты возводил леса»: Все, чего касался ты, казалось Не таким, как было до тех пор, То, что разрушал ты, — разрушалось, В каждом слове бился приговор. Имя Маяковского, «еще не слышанное», влетевшее «в душный зал» олицетворение поэтической атмосферы эпохи, сравнивается поэтессой с боевым сигналом. О не связанности раннего Маяковского какими-либо литературными традициями, о его свободе обращения с поэтическим словом, внутренней раскрепощенности, мощи молодого таланта, о поднятой им теме социальных низов, о грубости поэтики очень емко и образно говорится в стихотворении ины Цветаевой «Маяковскому» 1921: Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право Вздохнул, поплевал в ладонь: — Держись, ломовая слава.
Певец площадных чудес — Здорово, гордец чумазый, Что камнем — тяжеловес Избрал, не прельстясь алмазом.
Такие словосочетания и эпитеты, как «булыжный гром», «тяжеловес», «архангел-тяжелоступ», «архангел ломовой» подчеркивают, с одной стороны, тяжесть, неподъемность начатой Маяковским реформы поэзии, а с другой, — серьезность и основательность подхода к ней. Характерно, что в соответствии с поэтикой раннего Маяковского и стиха самой М. Цветаевой даже поэтическая слава обретает эпитет «ломовая». «Ни один поэт не оказал такого решающего и непосредственного влияния на мировую прогрессивную поэзию, как Маяковский: Он стал центральной фигурой поэзии 20 века»,- считает ученый-литературовед Ф. Н. Пицкель, приводя восторженные отзывы о поэте И. Бехера и П. Неруды: «Новый и мощный талант налетел, как ураган, с востока и разметал старые ритмы и образы, как этого не смел еще ни один поэт»,- вспоминал И. Бехер. По словам Пабло Неруды, Маяковский «восхищал свое время столькими открытиями, что поэзия с его появлением и уходом преобразилась, словно пережила настоящую бурю» 39; 316.
Таким образом стих Маяковского вошел в состав крови мировой поэзии и до сих пор успешно циркулирует в ней. Такая честь оказывалась не каждому даже из великих поэтов. Важно подчеркнуть и то, что открытия Маяковского в области русского стихосложения вошли в учебники по поэтике еще при его жизни: так, в теории литературы Б. Томашевского с 1925 по 1931г. г. она выдержала 6 изданий уже отмечались особенности акцентного стиха Маяковского, своеобразие его рифмы. В чем же состояло новаторство стиха Маяковского?
Со времен Симеона Полоцкого 17 век русская поэзия знала две системы стихосложения: силлабическую и силлабо-тоническую.
Маяковский ввел в нее свою систему — тоническую, отличающуюся от предшествовавших большей свободой и раскованностью. Для сравнения приведем два отрывка из стихотворений Пушкина и Маяковского: Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой, И месяц с правой стороны Сопровождал мой бег ретивый: А. С. Пушкин. «Приметы». Народонаселение всей империи — люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке: В. В. Маяковский. «Гимн ученому». Нетрудно заметить, что в стихотворении Пушкина в соотносимых строках одинаковое количество слогов 8 и 9 и ударение pyyFtb
Сочинение на тему Художественное новаторство Маяковского