Сочинение-отзыв по роману Романа Иваничука «Орда»
Исторический роман Р. Иваничука «Орда» — художественный анализ трагических событий XVIII века, связанных с разрушением знаменитой казацкой столицы — Батурина. Батурин сегодня — это поселок городского типа Бахмачского района Черниговской области на р. Сейм, недалеко от железнодорожной станции Бахмач. Известен он еще с 1625 года. При гетмане Д. Многогрешном, И. Самойловиче, И. Мазепе был столицей Украины. После перехода Мазепы на сторону шведского короля Карла XII князь Меншиков истребил все население Батурина. Роман «Орда» начинается страшной картиной уничтожения населения Батурина: «Орда уже ревела жутким ревом… рубили саблями и боевыми топорами казачьи головы, удары падали на спины и затылки. Женщины выбегали на стену и бросались на верную смерть в Сейм…
Ордынцы ревели уже в Батурине — там лизнули пасмурное небо первые языки пожаров». Главный герой произведения — ученый протоиерей схимник Епифаний, любимец Мазепы. Его глазами мы видим горящий Батурин — горело все, кроме усадьбы В. Кочубея, который предал И. Мазепу. Глазами Епифания мы видим Мотрю Кочубеевну, которая с матерью осталась в Батурине. Упрекала мать дочурку: «Во всем виновна только ты!» «В чем я виновата, мама? Что я любила гетмана и верила в его спасительное назначение на Украине? Что он меня любил? … Мотря будто проснулась, увидев Епифания. Единственное, что хотела знать — последние слова гетмана перед отъездом за Десну: «Что гетман передал для меня?».
В образе Лебедицы появится Мотря Кочубеевна перед Епифанием. Вот что она рассказала ему о себе: «Оставив свою злую мать, дошла до Полтавы со своим мужем генеральным судьей Чуйкевичем. Недолго жила с ним: перед битвой Чуйкевич перешел на сторону Петра… Я же пошла в монастырь». Служитель Покровской церкви Епифаний побеждает предателя-Волку лака полковника Носа, который приказывал ему найти и убить Мазепу… Роман «Орда» Р. Иваничука я бы назвала не только историческим, но еще и философским: автор ставит перед читателем вопросы философского плана — о жизни и смерти (физической и духовной), о чести и позоре. «Прошло время подвигов, настала пора труда. Сперва надо зажечь свечи храма в человеческих душах! — Сказал так Епифаний и пошел через степь к Высокой Могиле. А при встрече с Мамаем ему принадлежат слова: «Я пойду искать духовный путь для нашего воскресения. Так как еще не раз выбьют враги из наших рук меч. А поэтому должны ковать другое оружие, которое никто одолеть не может, — мысль и дух…». Это — словно о нас сегодняшних. Оружие наше, путь к воскресению — это мысль и дух.
Сочинение-отзыв по роману Романа Иваничука «Орда»