Сочинение по горе от ума на тему чацкий и молчалин в наши дни

Грибоедов Александр Сергеевич ГОРЕ ОТ УМА Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софии, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопо­ставлена молчалинская бессловесность . Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асес­сора; числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодетеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. М. неукоснительно следует отцовскому завету : «угождать всем людям без изъятья — / Хозяи­ну < …> / Начальнику < …> / Слуге его < …> / Собачке дворни­ка, чтоб ласковой была». В сцене бала (д.

3) он услужливо вос­хваляет шпица старухи Хлестовой, свояченицы Фамусова — чем заслуживает ее расположение. В разговоре с Чацким (д. 3, явл.

3), решившим разобраться, чем же М. пленил Софию, тот формулирует свои жизненные правила — «Умеренность и аккуратность»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Эти взгляды полностью соответствуют неписаной московской норме. На протяжении всей комедии повторяется один и тот же сюжетный мотив паде­ния; Чацкий, едва появившись в доме, рассказывает о том, как по дороге «падал много раз»; Скалозуб припоминает историю о княгине Ласовой, «наезднице, вдове», на днях разбившейся в пух и «для поддержки» ищущей теперь мужа; затем, во время бала, Репетилов сообщает о своем падении: «сюда спешу, / Хвать, об порог задел ногою / И растянулся во весь рост». Но только падение М. с лошади (д. 2, явл.

7), при вести о котором София лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Эта параллель окончательно вписывает М. в ту неизменную московскую традицию, против которой восстает Чацкий. Но, повторяя траекторию падения Максима Петровича, М., в свою очередь, тоже наделен сюжетным двойником, повторяю­щим его отрицательные черты в еще более пошлом и сниженном виде.

Это Антон Антоныч Загорецкий — «человек < …> свет­ский, / Отъявленный мошенник, плут», которого в обществе терпят лишь за то, что «мастер услужить». Необходимостью неустанно «угождать» порожден и Роман М. с Софией, в котором он послушно исполняет предложенную ею роль платонического воздыхателя, го­тового ночи напролет читать с возлюбленной романы, слушать тишину и изъясняться не на свойственном ему «мещанском» языке , но на литературно-салон­ном, «карамзинистском» языке безмолвных жестов и утончен­ных чувств. Этот роман не преследует и не может преследо­вать «карьерные» цели; М. не рассчитывает заслужить таким образом еще большую благосклонность Фамусова. Напротив, он рискует в результате тайного «романа» потерять его расположе­ние. Но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии.

И, испытывая неприязнь к «плачевной нашей крале», принимает вид любовника — поскольку ей так угодно. И поэтому, возможно, прав Чацкий, который в миг «разо­блачения» М. язвительно замечает: «Вы по­миритесь с ним, по размышленье зрелом. / Себя крушить, и для чего! / Подумайте, всегда вы можете его / Беречь и пелен