Сочинение по произведению «Мистер Твистер»
Сложную тему различия двух миров, отвратительную сущность расизма раскрыл поэт в сатирической поэме «Мистер Твистер». Автор дает своему герою скупые, отрывистые, почти анкетные характеристики: «Мистер Твистер, бывший министр, мистер Твистер, делец и банкир, владелец заводов, газет, пароходов, решил на досуге объехать мир». Образ миллионера не сказочный образ. Его сатирическая окраска начинается со спокойного перечисления всего того, чем владеет мистер Твистер. И это перечисление не художественный прием, а чудовищная гипербола, существующая в самой жизни, когда один человек владеет баснословными богатствами. Деньги — вот бог, которому поклоняется заокеанский делец. Поэтому выражение «оценив Петропавловский шпиль» звучит в контексте произведения не как высокая оценка мистером Твисте-ром произведения зодчества, а как «оценка» в прямом и грубом смысле этого слова, обычная для человека, уверенного в том, что все на свете покупается и продается.
Однако в стране, куда приехал американский мистер и его семья, иные законы. И когда дочь советует отцу, купить «какой-нибудь дом», чтобы устроиться в нем вместо гостиницы,-
Отец Отвечает, вздыхая: — Ты не в Чикаго, Моя дорогая!
Один глагол «купишь», звучащий как «кукиш», помогает понять смысл фиаско, которое потерпел собственник, впервые столкнувшийся с полярным для него миром, где ни деньги, ни цвет кожи не определяют преимущества одного человека перед другим. В Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранятся черновики «Мистера Твистера», более двенадцати вариантов. Но поэт продолжал работу и с напечатанной поэмой. Одно издание отличается от другого, от издания к изданию совершенствуется, изменяется поэтический текст, даже появляются новые персонажи — негритянка Дженни и ее брат Том, которые внесли какую-то дополнительную, лирическую интонацию в произведение. Для Маршака это очень характерно: его эпос пронизан лирикой, его лирика сюжетна, как эпос. «Я уверен,- писал поэт,- что лучшая сатира… проникнута лирикой». Это особенно необходимо в детской поэзии.
С. Маршак — настоящий психолог детства — при построении своих юмористических и сатирических образов опирается прежде всего на психологические особенности ребенка. Поэт умеет смеяться дружелюбно и беззаботно, но смех его может быть полон гнева и сарказма. Между юмором и сатирой располагается целая гамма оттенков смеха, и находчивость автора стихов для детей выражается в игре слов, в занимательности ситуаций, в комедийности героя. Маршак виртуозно использует всевозможные формы комизма. Юмор положения, в которое попадает незадачливый герой стихотворения «Вот какой рассеянный», настолько остроумен и педагогичен, что способствует развитию художественного вкуса юного читателя и формирует у него чувство комического. Черновые варианты этой юморески говорят о том, с какой придирчивой тщательностью поэт мастерил этот образ.
Вместо чая он налил В чашку чайную чернил. Вместо хлеба съел он мыло. Очень горько это было. …Побежал он по дороге. Отдавил кому-то ноги!
Смешные ли это эпизоды? Конечно, смешные, но смех смеху — рознь, и подобные несуразности, вызывая смех, приучили б ребенка к грубоватости, к пустому зубоскальству над человеком. И автор их безжалостно вычеркивает, заменяет их беззаботными и веселыми приключениями рассеянного, у которого «трамвай» превращается в «трамвал», «вокзал» в «вокзай», а обращение «глубокоуважаемый вагоновожатый» претерпевает такие замысловатые изменения, что вызывает у детей бурю восторга. Недаром А. С. Макаренко писал: «Рассеянный с улицы Бассейной», на первый взгляд, просто веселое детское стихотворение, но в нем содержится синтетический образ молодого советского читателя, который не просто зубоскалит, а смеется здоровым смехом». Эти слова можно отнести ко многим юмористическим стихам Маршака. С острым юмором написано его стихотворение «Про одного ученика и шесть единиц». Разве не способствуют формированию нового облика самого читателя такие книги, как «Детки в клетке», «Багаж», «Пудель», «Про гиппопотама», «Барабан и труба», «Мастер-ломастер», «Про одного ученика», «Книжка про книжки», «Мыльные пузыри»? Юмористический или сатирический образ в поэзии Маршака обычно многослоен. Философские раздумья о жизни заключены подчас в наивную и на первый взгляд безобидную форму. Так, начало «Мыльных пузырей» не предвещает ничего сатирического.
Соломинку простую Сейчас возьму я в рот, Воды в нее втяну я, Потом слегка подую В соломинку — и вот, Сияя гладкой пленкой, Растягиваясь вширь, Выходит нежный, тонкий Раскрашенный пузырь.
И вдруг из-за этой радужной красивой оболочки выглянула самая суть, да еще какая:
В нем столько блеску было, Была такая спесь, А он — воды и мыла Раздувшаяся смесь.
И уже нет пузыря, а есть образ надутого, спесивого человека, которого автор словно хлыстом хлестнул в последней строке стихотворения — «раздувшаяся смесь». В этой многослойное поэзии Маршака секрет его популярности у читателей всех возрастов.
Сочинение по произведению «Мистер Твистер»