Сочинение по русской литературе по думе «Побег трех братьев из Азова»
Турецкая неволя-каторга своей печальной славой была известна на весь мир. Невольники не только проклинали землю турецкую, веру басурманскую, но и часто убегали из каторги «на тихие воды, на ясные звезды, в край веселый, в мир крещеный…». Побег всегда был связан с огромной опасностью. Так, трем братьям, бежавшим из Азова, которые пробирались открытыми степями, оврагами, надо было выдержать жажду, голод, их секли ветры, дожди, палило солнце… На каждом шагу беглецов караулили враги.
При таких исключительных обстоятельствах люди проявляли свои лучшие черты — способность к самопожертвованию, доброту, искренность, чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания к другому, или худшие — бессердечность, жестокость, себялюбие. Убегая из неволи, старшие братья захватили у своих хозяев лошадей, дорогую одежду, оружие. Младший брат вырвался в путь без запаса, одежды, пищи.
Доверчивый и искренний, он не мог допустить мысли, что братья не возьмут его с собой, ведь они спешили на родину, к родному дому.
Догоняя своих братьев, надеясь на скорую встречу с родной землей, младший брат покалечил о камни босые ноги так, что оставлял за собой кровавые следы. Когда же братья отказались принять его на своих лошадей, он проливал мелкие слезы, умолял братьев убить его, ибо для него лучше умереть, чем оставаться рабом. Но желание жить на свободе, в родном крае, победило минутное отчаяние, пеший беглец готов пробежать все чистое поле, весь полный опасности путь к своей земле, только бы братья указали ему дорогу.
Девять дней без еды, без воды, босой шел он буераками и степями, а обессилев, просил волков серых и орлов сизокрылых не кромсать его тела. Какая глубокая грусть охватывает эти слова младшего брата, который уже теряет надежду увидеть родную землю.
Спешил в отчий дом и старший брат. Ведь для него родная земля — прежде всего возможность стать богатым, безраздельно владеть родиной. Его преследует тайная мысль — навсегда избавиться от младшего брата, который должен получить свою долю при разделе отцовского имущества.
Поэтому он не соглашается показать брату дорогу на родину. Алчность, корысть породили в нем жестокость — ради наживы он желает смерти родному брату! Хотя средний брат и не был таким жадным, жестоким, как старший, однако он решительно не поддержал младшего брата, а те веточки терна, кусочки китайки, которые он бросал как указатель не спасли пешего.
Слабохарактерный, трусливый, средний брат также виновен в смерти своего младшего брата.
Неслучайно дума заканчивается драматической сценой: турки-янычары догнали старшего и среднего брата на границе с родной землей и «постреляли» и «зарубили» их. Глубокая мысль лежит в основе этих образов: только в единстве, в сплоченности, в соблюдении лучших традиций, выработанных народом на протяжении долгих лет борьбы с поработителями, — спасение и от смерти, и от физического и духовного рабства. Дума вызывает возмущение поведением старших братьев; славит младшего, который, пройдя через горнило неволи, бесчеловечных испытаний во времена тяжелой дороги из плена, остался настоящим человеком.
Сочинение по русской литературе по думе «Побег трех братьев из Азова»