Сочинение-размышление о романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Час Сына человеческого пробил… Б. Пастернак
Борис Пастернак начал литературную деятельность как поэт-футурист. Широкую известность получил его сборник «Сестра моя — жизнь», но вершиной литературного творчества Б. Пастернака стал Роман «Доктор Живаго». Это произведение, впервые опубликованное за границей, получило мировое признание, доказательство тому — Нобелевская премия, присужденная писателю в 1958 году.
В романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал Россию первой трети ХХ века , но было бы неверно говорить лишь о социально-политическом аспекте истолкования произведения. На мой взгляд, «Доктор Живаго» — нравственно-философский роман, в котором писатель поднимает волнующие его проблемы любви , дома, ответственности, свободы личности, творчества.
Роман «Доктор Живаго» написан в традициях жития святых: Б. Пастернак стилизует текст Священного Писания , проводит Юрия Андреевича через испытания, а после их успешного преодоления канонизирует своего героя, причисляет к лику святых «Сыновей Человеческих».
Перед нами главный герой романа доктор Живаго — любящий муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт. Ему свойственно обостренное восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич «все преувеличивал от волнения»: лежащая «на хирургической койке с подъемною доскою» Тоня казалась доктору «высившейся среди бухты только что причаленной и разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку жизни». Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой «ложке взаимоистребления».
Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе, ненужность высоких «фраз и пафоса», поэтому так восторженно принимает он Октябрьскую революцию, восхищенный «…простым приговором вековой несправедливости», нашедший в нем «что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого». Есть что-то в живаговском порыве от извечного чувства вины российской интеллигенции перед народом.
Наивысшую ценность для Юрия Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор свое искреннее призвание:
А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг Весь век благоговею.
Юрий Андреевич боготворит Женщину , ибо она дарует жизнь новому человеку, рожденному из хаоса, небытия, почти смерти: «Отец, сын — он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо ее избежавшая».
Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани бытия и небытия , потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу — кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: «Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!.. Помнишь…
Ты понятия не имеешь…» Лара вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе: «…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью». Невольно соотносится с этим причитанием плач Магдалины по Христу:
Но объясни, что значит грех, И смерть, и ад, и пламень серный, Когда я на глазах у всех С тобой, как с деревом побег, Срослась в своей тоске безмерной.
В енец романа — цикл стихотворений Ю. Живаго, посвященный жизнеописанию самого героя и Христа . Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:
Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство.
Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесенность судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.
В романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: «…быстро все поменяли… без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было». Образ Юрия Живаго — символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества.
Закрывая роман, я слышу бушующую за окном метель, вой волков и неистовый шепот, повторяющийся как заклинание:
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Сочинение-размышление о романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»