Социальная сущность героя в драматургии
«Герой драмы», — утверждал В. Киршон,- никогда не будет социальным типом, если не будет разработан характер. Схему типа создать без разработки характера возможно, настоящий тип создать нельзя, ибо под «типом» мы понимаем не только социальную сущность героя, но и ему одному присущие неповторимые черты»
Ратуя за классическое наследие русской драматургии, сторонники этой точки зрения отрицали как неприемлемые в данный момент традиции советской драматургии и театра 20-х годов (Маяковский, Вс. Мейерхольд) с их условностью, символикой, подчеркнутой гиперболизацией и гротеском. Позиции социально-психологической драматургии поддерживали такие крупнейшие художники, как К. Тренев, Б. Лавренев, А. Толстой.
Наиболее видными сторонниками противоположной точки зрения (их именовали «новаторами») были Вс. Вишневский и Н. Погодин, выступавшие за монументальное, масштабное искусство, героическую драму, за глобальный охват событий. Вишневскому были особенно близки наследие Маяковского и драматургия эпохи гражданской войны с ее агитационностью, массовостью, публицистичностью, огромным темпераментом. Он страстно пропагандировал использование новых форм для воплощения героических деяний как эпохи Октябрьской революции и гражданской войны, так и современности. Отвергая возможность адекватного выражения явлений общественно-политической жизни средствами камерной психологической пьесы, Погодин и Вишневский в пылу полемики отрицали и значение классических традиций, например Чехова и Островского.
Стремясь воплотить историю современности более полно, монументально, боясь ограничить действие узкими рамками, Вишневский и Погодин выступили за свободную многоэпизодную композицию, где бы сцены динамично сменяли одна другую и жизненная достоверность достигалась не прорисовкой материала в соответствии с эстетическими критериями драмы, а по принципу отображения действительности в документально-публицистическом произведении. Вот почему первые свои пьесы Н. Погодин называет пьесами-очерками («Темп», «Поэма о топоре»). Острота полемики к середине 30-х годов постепенно снимается, умаляется противопоставление монументального искусства массового действа психологически-углубленной разработке отдельного характера. Творческая практика не только выявила особенности восприятия новой действительности разными художниками, но и позволила увидеть недостатки, оценить достоинства обеих сторон. Психологизм все более прочно завоевывает свои позиции у самых разных художников.
Мирное строительство социализма, Великая Отечественная война — это и вехи творческой биографии Всеволода Вишневского, драматурга, прозаика, публициста. Он не просто участник событий гражданской войны — боец Первого морского отряда, пулеметчик на бронепоезде, чекист, боец Первой Конной армии. Высокую любовь и ненависть, скорбь утрат и радость побед перенес Вишневский в публицистические статьи, очерки, выступления, позднее — в драмы и трагедии. Жизнь с избытком давала материал для всевозможных жанров, в которых Вишневский пробовал свое перо в 20-е годы (новеллы; сборники рассказов; очерки; оратория; детективный роман, написанный совместно с другими писателями; первая пьеса «Суд над кронштадтскими мятежниками», 1921). В 1929 г. появляется его знаменитая «Первая Конная» — драматическое произведение, созданное приемами публицистического монтажа.
В основе сюжета — история создания Конармии, ее большой, героический путь. По охвату событий и человеческих судеб — это как бы эпопея, вместившая факты борьбы народа «за землю, за волю, за лучшую долю». Пьеса в большой мере полемична, драматург спорит с традиционной манерой создателей военных пьес, где все внимание сосредоточено на перипетиях судеб центральных персонажей, а истинный герой — народ — лишь фон. В «Первой Конной» главный герой — «масса разноликая»; в основе фабулы — судьба революционного народа. Отсюда отсутствие имен у действующих лиц (за исключением одного, рядового Ивана Сысоева, остальные — собирательные персонажи: Рабочий, Командир и др.).
Стремление изобразить революционную массу обусловило особую структуру сюжетно-композиционного построения пьесы, возрождение приемов, характерных для агитспектаклей периода гражданской войны. Впервые, реализуя замысел создания стиля «пролетарской героики», драматург включает персонаж, который через всю пьесу поведет монолог в возвышенно-патетическом тоне. Образ Ведущего, использованный в «Первой Конной», будет не забыт Вишневским и в последующих произведениях («Последний решительный», «Оптимистическая трагедия»). Ведущий в «Первой Конной» — это не только связующее, цементирующее начало в пестрой череде художественно-документальных эпизодов, его устами драматург обращается к современному и будущим поколениям высоким языком романтики и поэзии.
Пьеса была показана почти одновременно в Ленинграде и Москве, успех на ее долю выпал колоссальный. Н. Погодин писал: «Мы тогда увидели на театре нечто громадное, чего сцена до тех времен не допускала. Это была сама буденновская армия. А написал эту пьесу, как мы потом с удивлением узнали, военный моряк».
Социальная сущность героя в драматургии