Сонеты Джона Китса
Я очень люблю английского поэта Джона Китса, поэтому, когда я прочитала сонеты Джона Китса в оригинале и вариации их переводов, меня увлекла идея понять, почему при воссоздании содержания подлинника рождаются такие несхожие поэтические произведения; разобраться, насколько близки они к оригиналу как художественному документу. Сопоставление переводов на примере одного и того же стихотворения позволит наиболее четко определить авторскую позицию того пли иного переводчика, его умение донести до читателя идейно-тематическую направленность стиха, образность языка оригинала, особенности стихотворного размера, ритмики, интонации, а также само переводимое произведение.
Джон Китс — английский поэт-романтик, и поэтому следует сначала сказать об английском романтизме и месте Джона Китса в культуре Англии.
Английский романтизм, возникший на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному, уже с самого момента своего зарождения представлял собой неоднородное течение. Разногласия отдельных групп романтиков привели к образованию различных направлений, среди которых можно выделить три основных: «лей-кисты» (поэты «Озерной школы»), революционные романтики, лондонские романтики. «Лейкнсты» (Колридж, Саути) смотрели в прошлое, мечтали о возвращении вспять, к старым патриархально-средневековым формам жизни; революционные романтики (Байрон, Шелли) устремлялись вперед, к неясному еще для них идеалу будущего общества; лондонские романтики занимали срединное положение между этими крайними течениями.
Джон Ките, поэт-лирик, писавший на высокие темы любви, красоты и искусства, относился к течению лондонских романтиков. По своим прогрессивным политическим убеждениям он был близок Байрону и Шелли, а проповедь «чистого искусства» сделала его приверженцем поэтов «Озерной школы». Творчество Китса — сложное явление, занимающее особое место в истории английского романтизма.
Джон Ките родился в семье типичного представителя английского «среднего класса», и к той же среде принадлежал его опекун. Литературные наклонности Китса проявились очень рано — уже в школе он пробовал сочинять, к тому же Джон с детства пристрастился к чтению и увлекся греческой мифологией. Но опекун мальчика, человек весьма ограниченный, не оценил дарование своего питомца, и будущему поэту пришлось рано оставить школу. В течение четырех лет он был учеником лекаря, затем практикантом в лондонских больницах, но занятия медициной не привлекали молодого человека: все его помыслы были устремлены к литературе.
Вскоре Ките познакомился с журналистом Ли Хантом, который ввел его в кружок либерально и демократически настроенной интеллигенции, к тому же Ли Хант одобрил первые стихи поэта и поддержал в намерении бросить врачебную практику. Ките оставил медицину, чтобы стать литератором. В мае 1816 года в либеральном журнале «Исследователь» был впервые опубликован его сонет «Одиночество», а в 1817 году вышел первый сборник Китса, куда вошли стихи, написанные им за четыре года. Наряду с поэзией Джон деятельно интересовался театром, он выступал И как театральный критик, и как драматург.
Наиболее плодотворными для его творчества были 1818 и 1819 годы. Он написал поэмы: «Изабелла», «Гиперион», «Канун св. Агнессы» и «Ламия». К этому же периоду относятся его оды: «К Фанни», «Греческой урне», «Соловью», «Осени», сонеты и лирические стихотворения.
Однако наряду с чисто эстетскими произведениями, где поэт пытается создать светлую и благополучную картину мира, Ките сочинял стихотворения, в которых звучали общественно-политические мотивы («О Мире»). Он призывал народы прислушаться к гулу грядущих событий и одновременно создавал теорию «воображаемой красоты», которая невольно уводила поэта от действительности. В этих противоречиях нашли отражение искания Китса, неуверенность и неопределенность его общественной позиции.
С 1819 года в мировоззрении поэта стали отмечаться значительные сдвиги. В его стихотворениях и поэмах все более явственно зазвучали трагические ноты, резкое осуждение неприглядной действительности современной ему Англии, а политические идеи либерализма потеряли для Китса свою былую привлекательность.
В поэмах 1819 года его занимает уже не столько условная красота, сколько реальные силы, препятствующие человеческому счастью. Если в начале своего творческого пути Ките уверенно заявлял о том, что истина для него заключается в воображаемой красоте, «отменяющей» все иные соображения, то теперь он увидел бесперспективность и ложность своей былой эстетической позиции и безоговорочно осудил ее. Теперь культ красоты у поэта приобрел новое значение — в мире искусства он стремился сохрани гь те человеческие ценности, на которые, по его мнению, посягает враждебное им несправедливо устроенное общество. Смысл жизни поэт увидел в отстаивании реальной красоты, созданной людьми и природой. Он, подобно Байрону и Шелли, эволюционировал к реализму.
В 1820 году здоровье поэта резко ухудшилось, поэтому друзья настояли на его поездке в Италию; недолго прожив там, Джон Ките умер от туберкулеза в феврале 1821 года.
Его литературная деятельность длилась немногим более пяти лет. Ките умер очень молодым, когда его мировоззрение, по существу, только начало складываться. Рассматривая поэзию Джона Кнтса и определяя ее место в истории английской литературы, мы должны помнить, что незаурядный талант поэта не достиг своего полного развития и что его творчество есть процесс незавершенный, оборванный.
На протяжении всего своего короткого творческого пути Ките охотно обращался к сонету и в совершенстве овладел этой сложной н строгой поэтической формой. Его сонетам присущи простота и легкость стиха, свидетельствующие о высоком мастерстве поэта и богатстве его языка.
Сонеты Китса отличаются глубиной философской мысли и вместе с тем простотой музыкальной и гармонической формы. Ведущая тема его сонетов — преклонение перед красотой и благотворным воздействием могущественной и щедрой природы и искусства на человека:
Тому, кто в городе был заточен.
Такая радость видеть над собою
Открытый лик небес и на покое
Дышать молитвой, тихой, точно сон.
И счастлив тот, кто, сладко утомлен,
Найдет в траве убежище от зноя
И перечтет прекрасное, простое
Преданье о любви былых времен…
Ките раскрывает тему поэта, его творческого самосознания и отношения поэзии к жизни:
Когда страшусь, что смерть прервет мой труд,
И выроню перо я поневоле,
И в житницы томов не соберут
Зерно, жнецом рассыпанное в поле.
Когда я вижу ночи звездный лик
И оттого в отчаянье немею,
Что символов огромных не постиг
И никогда постигнуть не сумею…
Об огромном таланте Джона Китса говорит и поразительное богатство стихотворных размеров, форм, видов стиха. Из 66 сонетов Китса 45 следуют петрарковской модели (2 четверостишия, 2 трехстишия), 15 — шекспировской (3 четверостишия и двустишие), а 6 — так называемых «неправильных», когда рифмовка в катренах (четверостишиях) перег, крестная или различная: во втором не та, что в первом
Джон Ките значительно обогатил английский стих, сделал; его более разнообразным, выразительным и гибким.
Сонеты Джона Китса