Спасение Аркадэка из плена
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Горького, в нем много необычного, романтического и героического. Повествование ведется от лица старухи Изергиль. Главная героиня прожила бурную, «мятежную жизнь», но в ней не было высокой цели.
Жизнь Изергиль не была освещена созидательным трудом, благородным желанием послужить людям. В ее жизни не было настоящего дела, которое могло бы ее возвысить и облагородить. Поэтому в конце произведения становится жалко эту героиню, а ее жизнь кажется бессмысленной. Анализируемый эпизод занимает сравнительно небольшую часть всего произведения.
Но этот фрагмент имеет свою композицию и характеризуется законченностью действия. В нем говорится о том, как уже состарившаяся Изергиль полюбила шляхтича Аркадэка. Молодой красавец отверг героиню, но она, несмотря на это, спасает его из русского плена, убив при этом часового. Циничный Аркадэк не благодарит Изергиль — он говорит, что за свое спасение готов любить ее. Гордая Изергиль не принимает такой жертвы и отвергает шляхтича.
Герои расстаются. В этом эпизоде можно выделить традиционные сюжетные элементы. Своеобразной экспозицией выступает повествование об отношениях героев до пленения Аркадэка.
Завязкой действия является описание дороги Изергиль к месту пленения возлюбленного. Развитие действия — это рассказ о том, как женщина ночью крадется к пленным, упрашивает часового, вызывая в нем жалость, помочь ее свиданию с Аркадэком. Часовой остается непоколебим, и Изергиль убивает его.
Кульминацией эпизода является спасение Аркадэка и трех пленных, а также «момент благодарности» шляхтича. Развязка эпизода — расставание героев. Несмотря на то, что данный эпизод занимает небольшую часть произведения, он важен для раскрытия идеи всего рассказа и характеристики главной героини. Рассказ старухи Изергиль о собственной жизни обрамляется двумя легендами: о Ларре и Данко. Изергиль убивает во имя любви, но все же она сравнивается с гордым и самолюбивым Ларрой, а не с Данко, совершающим подвиг-жертву ради других людей.
В этом эпизоде раскрываются такие черты характера героини, как ее необузданная страсть, способность страстно любить и даже убить ради любви. Также подчеркивается смелость, хитрость, сила и жесткость натуры Изергиль и, конечно же, ее гордость. Героиня не принимает жертвенной любви, которая навязана благодарностью и долгом. Изергиль нужна другая любовь — страстная, искренняя, необузданная, взаимная.
Она не получает этого от Аркадэка и поэтому гонит его прочь. Если вспомнить прежние рассказы героини о ее любовных приключениях и сравнить их с рассказом об Аркадэке, то станет ясно, что Изергиль по-настоящему любила только шляхтича. Ни о ком больше она не говорила с такой нежностью и сожалением, страстью и искренностью.
Ради других героиня не совершала таких отчаянных поступков, как убийство. Она сама говорит: «Мне горько стало, как я подумала, что раньше за мной ползали,…а вот оно, пришло время — и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу». Изергиль рассказывает, как после освобождения шляхтича жадно ждала его реакции, и эти минуты для нее были самыми прекрасными. Но сразу после слов Аркадэка героиню постигла скука и разочарование, даже злоба. Она дала ему «пинка» и хотела ударить в лицо, но тот вовремя отшатнулся.
Гордость, чувство собственного достоинства, непримирение с ложью, особенно если эта ложь касается сферы чувств, не позволили Изергиль принять от Аркадэка его любовь — жертву. В данном эпизоде героиня выступает уже не как эгоистка, ведь Изергиль могла бы принять от шляхтича любовь и наслаждаться ею. Если раньше героиня лишь «потребляла» чувства других, то теперь она любит сама и не хочет быть милой человеку, который рядом с ней только из благодарности. Наиболее значимые художественные детали данного эпизода — это речь героини и описание ее чувств и мыслей.
Изергиль то шепчет, то упрашивает часового разрешить ей свидание с пленным. Одержимая вспыхнувшим желанием увидеть любимого, она упрашивает уже другими, горячими словами. Мятежность и решительность духа героини передаются глаголами: свалила солдата на землю, придавила его голову, втискивала в грязь, бросилась к амбару, шептала в щели, смотрела на своего пана, стало скучно, напала лень. В эпизоде есть описание природного ненастья, отражающее состояние героини: «Шел дождь… ветер выл, и ревел, и толкал…. то в спину, то в грудь».
Так как рассказ «Старуха Изергиль» является романтическим произведением, то и данный отрывок также отличается романтичностью и поэтичностью. Автор использует множество изобразительно-выразительных средств: метафоры ; эпитеты ; сравнения . В данном эпизоде раскрывается экзотичность и пылкость натуры героини, необузданность ее характера.
Автор ничего не скрывает от читателя. Он честно описывает убийство часового, раскрывая все подробности и детали этого преступления. Главная мысль данного эпизода — это неприятие любви-жертвы, неискренней любви по обязательству.
Сила человеческой натуры в том и заключается, чтобы отказаться и от своей любви и от жертвы, которую тебе предлагают. Однако, как отмечалось выше, Изергиль сравнивается с гордым Ларрой, способным на убийство, а не с Данко, совершающим жертву ради любви к людям. Тень Ларры проясняет тень старухи Изергиль, которая высохла и стала похожа на мешок с костями.
К такому состоянию ее привела насыщенная чувствами и эгоистическими страстями жизнь.
Спасение Аркадэка из плена