Спор ночлежников о человеке
Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности. Мысль о неприятии философии утешительства выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. Ложь — религия рабов и хозяев».
Ложь проповедует в пьесе Лука. Этой лжи, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека жалость. Вообще, появление старца в ночлежке повлекло за собой глобальные изменения во внутреннем мире босяков.
Каждый из них по-своему воспринял идею утешительства. Именно поэтому в начале четвертого акта между обитателями ночлежки завязывается горячий спор о значении человека, его жизни на земле. Акт начинается с того, что персонажи обсуждают неожиданное исчезновение Луки. Сатин вспоминает слова из молитвы, которые звучат символично, учитывая то, о ком они говорят: «Тако исчезают грешники от лица праведных».
Все понимают несомненное значение Луки, но каждый имеет ввиду что-то свое. Сатин и Барон смеются: «И вообще… для многих он был… как мякиш для беззубых». Клещ защищает старика: «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет…». Таким образом, ребром становится вопрос о том, что лучше — правда или ложь?
Горький еще раз утверждает бесполезность и губительность жалости к людям. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… ложь — религия рабов и хозяев». Итак, свои мысли об этом Горький вкладывает в уста Сатина.
Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек — вот правда… существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! — Это великолепно! Это звучит гордо!». Этот знаменитый монолог героя стал визитной карточкой пьесы «На дне». Рассмотрим подробнее особенности этого эпизода.
Слова Сатина звучат как протест идеологии Луки, хотя последнего уже нет на сцене. Сатин пьян, поэтому его слова иногда противоречат друг другу. Так, к примеру, немного раньше он защищает старика, говоря: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда?.. Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми!
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…». Позже он заявляет: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!». Как понять этого героя?
Видимо, автор хотел подчеркнуть противоречивость этого персонажа и то, что его слова о великолепии человека — это прозрение, истина, которая не видна поначалу. И на самом деле, Сатин говорит очень воодушевленно. Его речь похожа на театральный монолог, хотя до этого диалоги и монологи персонажей были максимально приближены автором к разговорной речи: «Что такое человек?..
Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! «. Какая театральная ремарка! Это не просто монолог, это манифест гордости: «Это огромно!
В этом — все начала и концы… Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!».
Таким образом, из спора о человеке через монолог Сатина мы узнаем точку зрения Горького о том, что «Человек-это звучит гордо», что жалость — недостойное чувство для настоящего человека.
Спор ночлежников о человеке