Спор о правде как спор о смысле жизни в драме «На дне»
В прославлении свободного человека, имя которого «звучит гордо», нельзя не услышать ответ на призыв Ф. М. Достоевского: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость». Весь монолог Сатина может восприниматься как опровержение «теории» Раскольникова о существовании двух «разрядов» людей: высшего, способного, как это делали Магомет и Наполеон, «преступать» все законы и создавать новые законы для человечества, и низшего, призванного лишь покоряться. В пьесе «На дне» Горький устами Сатина отвечает на все эти учения и рассуждения: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном… Это — огромно! В этом — все начала и концы…» Поскольку учение о «героях» и «толпе» было подхвачено народниками, пьеса «На дне» оказалась направленной и против них, — Горький впоследствии прямо заявлял, что эта пьеса написана в противовес учению народничества. Злободневно-жизненный материал действительности, отразившийся в философской драме Горького, помогает понять заключенную в ней полемику с учениями, получившими широкое распространение.
А эта полемика помогает понять главное в пьесе: широкую и страстную постановку вопроса о подлинном и мнимом гуманизме. Горький показал, что иная доброта, иная мягкость может оказаться на деле капитуляцией перед злом (Лука говорит о себе, хитро играя словами: «Мяли много, оттого и мягок»), может оказаться, при всей своей искренности, глубоко антигуманной по реальным результатам. Пьеса учит, что самым высоким и самым подлинным гуманизмом является гуманизм борьбы — активной борьбы против зла.
Ставя вопрос: «Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука», — Горький решительно отвечал своей пьесой: не нужно! Он писал артистам, исполняющим пьесу «На дне»: «… да здравствует же искусство и те, что служат ему, не страшась изображать суровую правду жизни такой, какова она есть!» Необходимо бесстрашно разрушать все иллюзии — не для того, чтобы оставить людей ни с чем, в состоянии полного безверия, а для того, чтобы помочь им обрести знание реальной дороги, по которой можно прийти к созданию лучшей жизни.
Горький говорил своей пьесой: только смело глядя правде в лицо, можно проявить настоящее человеколюбие, — никакая правда не может быть вредна и никакая ложь не может быть полезна подлинному гуманизму.
Огромное значение горьковских произведений 900-х годов заключалось в том, что они в условиях новой эпохи начавшегося революционного движения самих масс заставили задуматься миллионы людей во всем мире над проблемой гуманизма, над тем, что гуманизм может быть подлинным и мнимым. Уже одно то, что Горький вызвал страстные споры на эту тему, бушующие до сих пор, — великая заслуга писателя. Это — один из его самых больших вкладов в духовную жизнь человечества.
Спор о правде как спор о смысле жизни в драме «На дне»