«Старуха Изергиль» А. М. Горького: новый взгляд
Предлагаем вам неожиданную интерпретацию популярного и хорошо освоенного школьной методикой произведения. Как и ко всякой интерпретации, основанной на мифологических изысканиях, к ней стоит отнестись с известной долей скепсиса — однако же она позволяет по-новому взглянуть на некоторые важные, узловые моменты текста и отдельные его детали. И уж во всяком случае, сделать разговор на уроке более живым и интересным.
Рассказ «Старуха Изергиль», одно из традиционных для всех школьных программ произведение, часто трактуется как размышление о жизненной позиции человека. Принято считать, что автор создал соответствующие романтическому сознанию идеал и антиидеал, критериями оценки которых является служение людям. В 90-е годы ХХ века к этой трактовке прибавили наблюдения за образом Изергиль, которая, пожалуй, ближе к антиидеалу, Ларре, но оценивает себя по аналогии с Данко.
Смысловую направленность произведения, как правило, связывают с анализом трех образов — Ларры, Данко, Изергиль; точку зрения последней на героев ее рассказов приравнивают к позиции автора.
Мы предложим иную интерпретацию рассказа, исходя из анализа связей между персонажами с учетом мифологических корней образов. Начнем с Ларры и Данко.
В основе легенд о Ларре и Данко лежат Мифы о культурном герое, персонаже, который открывает людям ценности цивилизации и культуры. Известно, что в наиболее древний период культурные герои являются одновременно родоплеменными предками, связанными с тотемными. Они, как правило, не боги, но «при этом подчеркивается их значительность и магическая сила, без которой были бы немыслимы их деяния»
«Старуха Изергиль» А. М. Горького: новый взгляд