Стефан Цвейг — крупнейший австрийский писатель (1881-1942)
Цвейг — крупнейший австрийский писатель, самобытный и яркий. Ранние стихи Цвейг создавал под влиянием декадентской поэзии, стремясь изобразить сложный мир психологических переживаний и напряженные поиски тонко чувствующей души. Большое влияние на Цвейга оказала русская литература, особенно творчество Толстого и Достоевского.
Цвейг много путешествовал, был в Индии, Китае, в Африке и Канаде, США, Италии, Испании, Шотландии и Бельгии. Он стремился проникнуть в «тайное тайных» человеческой психологии, хотел понять самые сложные порывы души и разобраться в смелых и ярких проявлениях мысли. Огромное влияние оказал на него талантливый бельгийский поэт, певец индустриальных городов, мятежей и восстаний — Эмиль Верхарн. Цвейг долгие годы переводил энергичные стихи поэта, в 1910 году опубликовал его биографию, а в 1917 — книгу воспоминаний о Верхарне. Кроме Верхарна он переводил Рембо, Вердена и Бодлера, посвятил литературно-критические эссе им, а также другим деятелям культуры («Строители мира»). Цвейг относил писателей к различным духовным типам человечества: Бальзак, Диккенс, Достоевский — представители эпического начала, Казанова, Стендаль, Толстой — художники самовыражения, Клейст, Ницше, Гельдерлин — мятежники, демонические личности.
Он писал пьесы («Дом на взморье», ажурная, полная грации и остроумия пьеса «Превращенный комедиант», трагедия о гибели Иерусалима «Иеремия»).
Но наиболее полно талант Цвейга проявился в его объединенных под общим названием «Цепь» новеллах, которые делились на три цикла: «Жгучая тайна» — о сложной психологии детской души; «Амок» — широкая панорама человеческих страстей, «Смятение чувств» — о борьбе свободных человеческих стремлений с условностями буржуазной морали. В своих новеллах он продолжает традицию реализма 19 века. В новеллах Цвейга проникновение в душу человека, анализ его глубинных чувств и пластов психологии. В драматических проблемах жизни, о которых повествует автор в своих новеллах, он далек от упрощенного социологического подхода, он видит в драматических коллизиях проявление тайн пола и вечных чувств.
Во втором сборнике новелл «Амок» Цвейг изображает любовь как титаническую страсть, выраженную с сложных психологических конфликтах. Создавая эти рассказы Цвейг стремился раскрыть область подсознательного. Сама новелла «Амок» открывает мир неудержимых страстей и острых столкновений. Описанию сильных страстей посвящены и другие новеллы этого сборника: «Фантастическая ночь», «Женщина и ландшафт», «Улица в лунном свете».
Адюльтеры, измены, хитросплетения судеб и магия тайных свиданий, величие и низменность — все это несвободно порой от чрезмерной экзальтации, подводящей прозу Цвейга к небезопасной грани развлекательной литературы. Одним из первых в литературе ХХ века Цвейг, отдавший дань фрейдизму, открыл ходы, которыми будет интенсивно пользоваться бульварная и массовая романистика, но избежал при этом самоцельной занимательности сюжета.
В новеллах Цвейга сталкиваются характеры, темпераменты, разные типы людей. В них бурлит вулкан чувств — от романтической любви до роковой вины и самопожертвования. Здесь честь дороже жизни, а неожиданная страсть, подобно удару молнии, пронзает немолодых порядочных женщин, вырывая их из скучного супружества.
В третьем цикле новелл Цвейг пытается выразить свою мысль о том, что буржуазная цивилизация с ее волчьей моралью калечит чувства, извращает их, толкает людей на преступления. Цвейг рисует полные драматизма социально-психологические конфликты: «Двадцать четыре часа из жизни женщины» (чувство сострадания к игроку дает возможность овдовевшей женщине за сутки познать всю глубину жизни, горести и радости любви); «Закат одного сердца» ( мир эгоизма и своекорыстия открывается в этой новелле — старик, всю жизнь обеспечивающий свою семью, узнает, что его дочь под влиянием мимолетной страсти стала наложницей.
Цвейга интересовал внутренний мир человека, он стремился проникнуть в тончайшие области чувств, настроений. Мыслей людей. Новеллы Цвейга раскрывают жизнь человека, полную драматических переживаний, сильных эмоциональных порывов и интеллектуально-психологических исканий. Писатель показывает, как погоня за богатством, стремления к личному благополучию разобщает людей, обедняет человека и часто превращает его в изолированного чудака и маньяка. Основной конфликт всех его новелл — это столкновение страстной личности, ищущей подлинной поэзии и мещански-ограниченного современного ему общества. Цвейг страстно стремился к духовному раскрепощению человеческих чувств и порывов от цепей эгоизма, расчета и торгашества. Герои Цвейга всегда одиноки, они живут в своем замкнутом мире и далеки от бурной социальной жизни. Писателя всегда интересовали внутренние переживания человека, поэтому он мало уделял внимания описанию внешней жизни.
Духовный мир героев Цвейга очень сложен. Их психология полна контрастов и противоречий — доктор из новеллы «Амок», миссис К. — героиня новеллы «Двадцать четыре часа из жизни женщины», героиня «Письма незнакомки».
Противоречивые чувства, свойственные персонажам новелл Цвейга, часто объединяются в единый поток, в единую страсть, которая становится основой их бытия, определяет их поступки, чувства и мысли. Она является движущей силой всех их действий. Причем доминирующая страсть также многообразна, как многообразна сама жизнь (любовь, творческие устремления людей).
В 1934 году Цвейг, имевший международное признание, эмигрировал в Англию, а потом в Бразилию, где вместе с женой в феврале 1942 года покончил жизнь самоубийством. В прощальном письме он пишет о гибели мира, говорящего на его родном языке, о том, что его духовная родина — Европа — сама подвергла себя уничтожению. Признается, что силы исчерпаны в годах бездомных скитаний и он не видит возможности в 60-летнем возрасте начать жизнь заново.
Стефан Цвейг — крупнейший австрийский писатель (1881-1942)