Стихотворение Н. А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство»
Н. А. Некрасов — великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам, он отводил поэзии особую роль в жизни общества.
Некрасов являлся продолжателем лучших тем русской поэзии — патриотизма, гражданственности и гуманности. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Являясь активным участником спора «спокойного искусства» и «карающей лиры», поэт создает множество произведений, воспевающих идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к Родине, способен отдать за нее жизнь.
Очень важна в поэзии Некрасова так называемая «покаянная лирика». Это попытки преодоления трагического разлада с самим собой, ведь всю жизнь Некрасов стремился к идеалу, но часто ему казалось, что он не достоин высокого звания поэта и человека. Одним из таких стихотворений является «Умру я скоро. Жалкое наследство…» Стихотворение написано в 1867 году и посвящено «неизвестному другу», который прислал Некрасову свое стихотворение «Не может быть».
Это стихотворение-исповедь, полное трагизма, боли, горечи, душевных терзаний. Темой раздумий лирического героя является судьба Родины, народ, любимые, друзья. Написано оно классическим стихотворным размером — ямбом.
Многочисленные пиррихии придают ему несколько элегическое звучание, наполняют грустью. Стихотворение состоит из трех частей. Первая часть — рассуждение об исторической судьбе Родины. Начинается она со зловещего, мрачного пророчества: «Умру я скоро». Но лирический герой сожалеет лишь о том, что оставит родине только «жалкое наследство».
Это наследство — поэтические строки, созданные в тяжелые для России времена. «Года гнетущих впечатлений… оставили неизгладимый след» в душе лирического героя. Под «гнетом роковым» подразумеваются годы терзающего страну крепостного права, «мучительная борьба» — подъем революционно — демократического движения. Революционная борьба сравнивается с бурей, но она должна быть недолгой, лишь тогда она «укрепляет». Лирический герой сожалеет, что происходящее в России — долгая буря, нужны радикальные меры, иначе в душе поселяются «привычки робкой тишины». Именно поэтому «мало знал свободных вдохновений» сам Некрасов.
Восклицание «О родина! » наполнено патетикой и, в то же время, трагизмом. Жесткая цензура тех лет сделала Музу угрюмой, источник вдохновения иссяк. Безотрадность и печаль поселилась в душе. Ряд эпитетов своей семантикой дополняет создавшееся тягостное впечатление, ощущение отчаянья: «жалкое», «роковым», «мучительной», «робкой», «гнетущих», «печальный», «угрюмый». Лирический герой стремится искупить свою вину перед родиной, вновь звучит формула, ставшая лейтмотивом некрасовской лирики: «за каплю крови, общую с народом».
Вторая часть — самообвинение в преступлениях против таланта и совести. «У лиры звук неверный исторгала… Моя рука…». Устами лирического героя Некрасов сокрушается, что не все свои стихи он создал, будучи окрыленным вдохновением. Многие поэтические строки написаны лишь с целью поддержать зажатый цензурой журнал «Современник». Мотив одиночества звучит все явственней: «Давно я одинок».
Лирический герой скорбит о безвременном расставании со своими друзьями, передовыми современниками, которые пожертвовали собой за общие интересы. Кто-то из его единомышленников поплатился за прогрессивные взгляды свободой: «те жребием постигнуты жестоким»; кто-то — своей жизнью: «А те прешли уже земной предел». Кто-то же добровольно свернул с пути борьбы, изменив идеалам демократии. Перед такими герой «сам… запер дверь».
И вновь звучат слова покаяния: За то, что я остался одиноким, Что я ни в ком свободы не имел, Что я, друзей теряя с каждым годом, Встречал врагов все больше на пути… Анафора помогает прочувствовать силу душевных страданий. Кажется, что Некрасов высказывает свое сожаление, что не смог сам пойти в своей борьбе до конца, отдать себя без остатка. Поэтому опять искренне и горько звучит: «Прости меня, о родина, прости!..». Вновь звучат мрачные, исполненные безнадежностью эпитеты: «неумолимый», «жестоким», «одиноким».
Третья часть — самая напряженная по накалу душевных страстей. Сколько гордости и горя в его переживаниях! Так можно чувствовать, лишь обладая богатым и очень невеселым жизненным опытом, зная, как часто и легко жизнь губит прекрасные возможности, калечит и уродует прекрасных людей. Высказывается некрасовское понимание темы поэта и поэзии: «Я призван был воспеть твои страданья, // Терпеньем изумляющий народ!».
Назначение поэзии, прежде всего, связывается с защитой народных интересов. Лирический герой думает о борьбе, он участвует в борьбе, но уже понимает, что сделал мало, потому что не был стойким и последовательным, суровым к себе до конца: «Я к цели шел колеблющимся шагом, // Я для себя не жертвовал собой». Упрекая себя за то, что «не жертвовал собой», герой все-таки «к цели шел». С помощью инверсии слово «шел» выделяется интонационно. Сила героя — в искренности сурового суда над собой, не знающего смягчающих обстоятельств.
Это не поза, не рисовка, а настоящее раскаянье. Он мучается оттого, что, будучи «к минутным благам» прикованным «привычкой и средой», сделал не все, что было предначертано. Поэтому «песнь бесследно пролетела». В этом безысходном, отчаянном покаянии звучит светлая нота, символизирующая его истинный патриотизм, который нашел отражение в творчестве. «Одна любовь сказаться в ней успела // к тебе, моя родная сторона!» Именно у родины просит лирический герой прощения. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды, раскрывая весь эмоциональный накал.
Поэт беспощаден к себе, но вклад его в русскую литературу огромен. Смысл его жизни и творчества — отчаянная, непримиримая борьба с народными угнетателями.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство»