Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни. В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов.
Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и еще одно предназначение — упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения. Анафорические повторы в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвертая характеристики сливаются в один негативный образ.
Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках — мужская рифма , в третьей и четвертой — женская рифма . Это отвечает образной системе стихотворения — в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.
Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом. По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй — любимые и близкие.
Это прием антитезы. Противопоставление используется автором для еще более тонкой и четкой характеристики описываемого. Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения: Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.
В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздернутый кверху нос. Такое впечатление создает прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор».
Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создает ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет — «пышный портал» — рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное. Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» . Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица.
Бедность духовная — вот главное их качество: Есть лица — подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так: Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках — «тр» и «ы» .
Это создает звук звериного рыка; «ш» — шипение змеи; «о» — образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов — серая. Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Ее непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви.
В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»: Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» символизирует нежность. А в последних строчках автор наверняка имеет в виду людей творческих, которые своим светлым взглядом на мир одухотворяют и всех окружающих: Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. В этом стихотворении поэт предстает как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, все наполнено смыслом.
И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»
Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»