Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом»
Редкая вариация размера — ритмический курсив. Звуковых повторов немного меньше, чем в предыдущей строке, но они единообразней и поэтому едва ли не более ощутимы: Нвну-нвзнут-нзт. Звук, дважды употребленный в отрицательной частице, пробуждает ту же семантику безнадежности даже в словах Взглянуть И Назад.
3. Над Непрядвой лебеди кричали — Недобрый знак:
Образцово-мелодичная строка: самый характерный ритм ; аллитерация на сонорные и звонкие шумные . Инерция предыдущего стиха заставляет услышать в названии Не Прядвы отголосок смыслов » Не вернуться, не взглянуть… «
4. И опять, опять они кричат — Строка враз сбивает установившееся было «историческое» чтение. До сих пор прошедшее время Воспринималось как повествование — появившийся презенс спутывает все временн Ы Е соответствия. Что из сказанного — воспоминание, что — данность? Кричали — когда-то, а Стали?
Теперь или тогда же? И к чему относится безнадежность 2-й строки — к настоящему или к прошлому?
И снова мы видим: Куликовская битва — лишь модель более общей, вневременной ситуации, и поэтому ее черты повторяются, как сигналы для героя, как способ понять, в какую же ситуацию он вовлечен. А разница между реализациями этой модели несущественна — поэтому и временн Ы Е отношения остаются непроясненными, существенно лишь повторение .
Ритм близко воспроизводит предыдущую строку . Воспроизведение, однако, не точное: «они» Все же несет ударение, хоть и слабое, и весь стих построен на отрывистых мужских словоразделах — ситуация воспроизводится не буквально, сейчас она страшнее .
Сильные стопы подчеркнуты почти рифменным созвучием: П’ат’-п’ат’-ат .
Общий смысл строфы: «Вслушиваясь в грядущее, я снова слышу те же предвестия беды, смерти, но и победы, что звучали когда-то над полем Куликовым».
5. На пути — » Путь» — один из сквозных символов цикла ; это слово употреблено 5 раз .
Горючий белый камень — «камень» пришел из фольклора — из самого «символистского», так сказать, фольклорного жанра — из заговоров и заклинаний, о которых Блок написал особую работу: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, на том камне дева сидит, шелками заморскими зашивает раны кровавые…»
Если первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично . Зато — чего в первом стихотворении не было — статичные «картинки» поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, «подсвечиваются» то прошлым , то будущим . Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей «встречу» времен.
Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом . Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикла
Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом»