«Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
«Стихотворения Юрия Живаго» включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом «Доктор Живаго», в центре которого творческий человек, попавший в водоворот революционной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе «голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе».
Этот голос продолжает звучать и в «Стихотворениях Юрия Живаго». Цикл включает в себя 25 произведений, в той или иной мере развивающих тему самого романа.
Первым стихотворением «Юрия Живаго» становится «Гамлет» — произведение, отражающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи — это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака:
Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма. И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти. «Гамлет»
Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:
Земля и небо, лес и полеЛовили этот редкий звук, Размеренные эти долиБезумья, боли, счастья, мук. «Весенняя распутица»
Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении «Сказка» . «Зимняя ночь» явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологическое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирического героя в стихотворении «Разлука» .
Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и «связывают» жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пастернака. «Объяснение» , «Осень» , «Свидание» были посвящены О. Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся «большой привязанностью» поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворениях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расставанье, но именно мир чувств, в который погружается лирический герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:
Ты — благо гибельного шага, Когда житье тошней недуга, А корень красоты — отвагаИ это тянет пас друг к другу. «Осень»
Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении «Август» . Драматический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти :
В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту. «Август»
Несколько стихотворений цикла , «Зимняя ночь» , «Магдалина» ) включают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позволяет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения «Зимняя ночь», но и всей книги становится образ горящей свечи, несущей духовный свет:
Мело, мело по всей землеВо все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. «Зимняя ночь»
Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, несущая надежду. Не случайно, что завершает цикл — «Гефсиманский сад» . Особым символическим смыслом наполняются финальные строки:
Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу. Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в «Стихотворениях Юрия Живаго», ставшими поэтической биографией героя.
«Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»