«Странник» анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение «Странник» было написано в 1835 году. Это вольное переложение начала первой главы «Путешествия пилигрима», созданного в 17 веке английским проповедником Джоном Беньяном, который в аллегорической форме описывает жизнь человека как поиск им Бога и исполнение своей цели на земле.
Литературное направление, жанр
Стихотворение написано зрелым поэтом-реалистом. Лирический герой близок образу поэта. Несмотря на фантастические события, которые с ним происходят, герой описан реалистично.
Читатель наблюдает эволюцию характера: герой решился на побег вопреки противодействию семьи и друзей, его выбор обоснован психологически и жизненными обстоятельствами.
Стихотворение относится к философской лирике. Оно сюжетно, но сюжет аллегоричен, то есть повествует о «путешествии души», как и в прозе Беньяна.
Тема, основная мысль и композиция, аллегорические образы
Пушкин перепевает начало первой главы английского автора, но его произведение закончено. Для героя Беньяна свет, увиденный вдали — это только начало очень трудного пути, в котором он борется с разными пороками, теряет друзей, жену, детей, последовавших за ним, и сам умирает, то есть находит Бога. У английского проповедника смерть и есть избавление от пути странника, цель его странствия.
Идея Пушкина в другом. Для него свет, который герой увидел, и есть цель его пути. Дальнейшее не имеет значения, потому что ясна цель. Таким образом, тема стихотворения — обретение жизненной цели. Основная мысль состоит в том, что жизненная цель требует множества жертв и потерь, но она того стоит.
В контексте стихотворения цель в спасении, обретении Бога.
Стихотворение делится на 5 частей, соответствующих пяти этапам обретения цели.
Герой странствует «среди долины дикой» , и вдруг его объемлет глубокая скорбь. Герой не осознает причину этой скорби, пока не находит человека, обладающего знаниями. Аллегорически эта скорбь может означать отсутствие цели или осознание своей греховности . Герой возвращается в город, в семью и пытается скрыть свое состояние от семьи, но горечь вырывается наружу.
Герой твердит о гибели города, о необходимости найти убежище . Домашние сначала надеются, что помешательство временное, потом прибегают к строгости и, наконец, отступаются. Герой встречает юношу, читающего книгу. Это аллегория Божьего пророка, человека, наделенного знаниями. Подобно Иисусу, юноша задает правильный вопрос: о чем плачет странник?
Благодаря этому странник может сформулировать, что его тяготит: он должен умереть и претерпеть Божий суд, это страшит его. У юноши герой спрашивает о цели: «Какой мне выбрать путь?» Юноша делает его глаза зрячими, поэтому путник видит свет. С момента обретения цели «тесных врат спасенья» странник уже не бродит, а бежит.
Родные и близкие по-разному реагируют на побег странника из города, который для героя подобен тюрьме , но странник без сожаления оставляет старое, чтобы достичь врат спасения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Рифмовка парная, женская и мужская рифма чередуются. Четкий ритм и парная рифмовка, напевный размер подчеркивают эпическое начало, то есть акцентируют внимание на сюжете.
Тропы и язык
Все стихотворение написано высоким стилем, для чего Пушкин использует церковнославянизмы: сетуя, ведайте, убежище, странник, бремя, здравый, враждебный, очи, внемля, влача, верига, перст, врата. Отдельные словосочетания прямо обращают читателя к христианским ценностям: странник , духовный труженик, которым должен быть каждый христианин, тесные врата, через которые так трудно пройти, чтобы спастись и обрести жизнь вечную, обратить на правый путь, то есть вразумить.
Для описания состояния героя Пушкин использует эпитеты ; сравнения , метафоры .
«Странник» анализ стихотворения Александра Пушкина