Странник и скиталец в европейской и русской литературах
Странничество стало лейтмотивом для многих европейских литератур, где оно нашло свое выражение в распространении «бродячих сюжетов». Первые плутовские романы появились в Испании в конце XV века; героем их был бездомный бродяга, рыцарь удачи типа Ласарильо с Тормеса. Роман Лесажа «История Жиль Блаза из Сантильяны» является французским вариантом плутовского романа, в котором испанский колорит и имена скрывают нравы и пороки французского общества времен Лесажа. Жиль Блаз вызвал много подражаний: «Английский Жиль Блаз» Томсона, «Российский Жилблаз, или Похождения князя Г. Чистякова» Нарежного, «История Тома Джонса, найденыша» Филдинга и тому подобные.
Вырабатывается и немецкий Schelmenroman, самыми характерными фигурами которого являются шут Эйленшпигель и простак Симплициссимус. Все эти плутовские романы рисуют странствия своих героев на фоне национальной жизни с местным колоритом быта.
Герой европейского плутовского романа обычно противопоставлен обществу честных людей или по какой-то причине исключен из него. Он попадает в другое, чужое для него общество, в котором он чувствует себя как-то неуютно, точно не на месте. К концу романа плут исправится, разбогатеет и женится, достигнет своей цели и вернется на родину.
Филдинг назвал плутовской роман «эпосом дорог», и это верно, ибо сапоги его героя покрыты дорожной пылью. Странник часто является носителем авторской оценки, как «передвижное зеркало», он отражает превратности и пороки общества и людей с явной целью исправления их. Путешественник — это очевидец и свидетель.
Во время предромантического движения «Бури и натиска» в немецкой литературе возник тип странника — Wanderer, — путешествующего по странам и весям, сердце и песнь которого порою пронизаны бунтарскими чувствами. Странничество часто изображается как протест героя-бунтаря против «пыли и тлена» мещанской жизни. Для того чтобы изведать большой свет, путнику непременно надо покинуть свой город, маленький мирок, в котором ему душно. Странник постоянно в пути, у него нет ни кола ни двора, только небольшая котомка на плечах.
Странствование героя резко противопоставляется неподвижности, статичности, неизменности общества. Лучше блуждать, подвигаясь вперед, чем не ошибаться, оставаясь в бездействии. Странничество — это переходное состояние между созерцательной жизнью и деятельностью. Странствование — это состояние юной, любознательной души. Странник, скиталец, бродяга контрастен домоседу, обывателю, мещанину.
Он уходит из родных мест юнцом и возвращается обратно зрелым, опытным мужчиной. Его борьба за поэзию с прозой жизни заканчивается, как правило, неудачей. Он хочет вырваться из общества, но в конце концов приспосабливается к нему; или странник после юношеских заблуждений находит себе полезное дело в труде, как герой романа Гете «Годы странствий Вильгельма Мейстера» .
Немецкий тип странника укоренился не только в простонародной и бюргерской жизни, но и в жизни интеллигенции .
В Фаусте Гете воплощены самые типичные черты духовного странника. В первой части трагедии показан «малый мир» жителей немецкого города. Во второй части изображается «большой мир» императорского двора и путешествие Фауста в древний мир. Фаусту грозит опасность превратиться в обывателя, поэтому он входит в союз с Мефистофелем для того, чтобы искать выход для своих стремлений в сфере трансцендентальности.
Конкретно-бытовые сцены уступают место эпизодам символико-аллегорического характера. Гете таким образом старается дать синтез знания и жизни, гносеологии и онтологии. Ему все же не удается привить древо знания к древу жизни. В невозможности гносеологического постижения мира заключается трагедия Фауста: die Tragödie der Erkenntnis
Странник и скиталец в европейской и русской литературах