Страшный отголосок войны в поэзии Л. Костенко «Пастораль XX века»
Иногда, читая поэзию Л. Костенко «Пастораль XX века», возникает вопрос, почему поэтесса избрала именно такое название для стихотворения? Ведь, как известно, жанр пасторали, то есть идиллической картины жизни сельского человека в ее гармоничных связях с окружающим миром, был распространен в XIV-XVIII столетиях. Поэтому нельзя не обратить внимания и на существенное уточнение поэтессы — пастораль именно XX столетия.
Уже в названии автор акцентирует внимание на своеобразном парадоксе, антитезе заголовка произведения и его содержания.
Вместо идиллии, разворачивается как будто вспышка, неожиданный, мучительно, трагический отголосок самого страшного бедствия прошлого столетия — войны, которая не обошла ни одну семью. Речь идет на самом деле о сельских пастушках Павле, Саше, Степане, которым расти, мужать, встречать рассветы с любимой девушкой, стать настоящими хозяевами на земле. Но эту общепринятую, органическую, как самая природа, «схему» жизни ломает война, верней ее далекий отголосок — оставленная в поле граната.
Произошел взрыв, убитых пареньков несут с поля. И как завершенный аккорд этой трагедии звучит отчаянный вопль матери:
Хотя бы личико покажите! Личика уже не было…
Лина Костенко — не сторонний наблюдатель, она сама остро переживает непоправимость утраты, каждым нервом ощущает бездонное материнское отчаяние. Нет большего наказания для матери, как смерть родного ее сердцу ребенка! Это Божье наказание, приговор, когда жизнь уступает смерти! Это несправедливо, когда старики хоронят молодых.
В этом есть что-то неестественное. Поэтесса использует прием антитезы, чтобы усилить трагизм события. И несли их, убитых, деды, которым «не хотелось жить». Молодость противопоставлялась старости, а жизнь — смерти. Природа, будто живое существо, тоже грустит за ребятами, за их утерянными жизнями: когда их несли, «даже солнце упало ничком».
Наибольшее горе матери — потерю ребенка, поэтесса передает через упоминание об Ариадне. Она, согласно древнегреческого мифа, помогла юноше Тесею выбраться из лабиринтов Минотавра. Ариадна дала возлюбленному клубок нитей, который и указал выход.
С того времени «нитью Ариадны» называют спасительное средство выхода из очень трудного положения. Лина Костенко трансформирует миф в ситуацию, в которую попали матери погибших ребят. Поэтому такая безнадега и отчаяние звучат в строках ее поэзии: «И никакая в жизни Ариадна уже не выведет из горя тех матерей». Так как назначение женщины в этом сложном, противоречивом мире рожать детей, продолжать род. Расчесывать курчавые хохолки сыновьям, заплетать косички с разноцветными бантиками дочерям.
Ждать внуков, правнуков, знать, что их ждет тихая старость в многолюдном родственном кругу. Женщина рожает детей в любых ситуациях: то ли война или мир, то ли горе или радость. Так произошло и в поэзии Лины Костенко.
Поэтесса Утверждает вечный кругооборот жизни, вечность всего сущего, обновление, развитие. Связь времен и поколений невозможно прервать. Самой Л. Костенко очень близки события, связанные с войной, так как она пережила тяжелое время войны, поэтому и открыто утверждает: «Мой первый стих написан в окопе на той сыпучей от взрывов стене, когда потеряло звезды в гороскопе мое детство, убитое на войне». И таких, убитых войной, молодых ребят и девушек было очень много.
Но они верили, что все плохое пройдет . Настанет мирное время, а с ним — любовь, смысл жизни и вера!
Страшный отголосок войны в поэзии Л. Костенко «Пастораль XX века»