Судьба человеческая, судьба народная в поэме «Борис Годунов»
Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова ее цель? Человек и народ, Судьба человеческая, судьба народная»,- писал Пушкин. Для драматического писателя он считал поэтому необходимым не только «догадливость, живость воображения», но и «философию… государственные мысли историка». Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, Пушкин провозглашает принцип реализма. Недостатки отжившей системы он «старался заменить… верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий». В создании трагедии Пушкину, по его собственному признанию, помогло изучение исторических хроник Шекспира.
В «Борисе Годунове» Пушкин использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме на литовской границе поэт приводит прибаутки и присловия, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было, во Казани…».
Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Пушкин дает ряд больших проходных сцен; действие «Бориса Годунова» растягивается на несколько лет, протекая & самых разнообразных местах.
Вопреки классицистической традиции в «Борисе Годунове» трагическое смешано с комическим. Пушкин совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув ее в сторону сближения с действительностью.
Поэтическое новаторство. В Михайловском созрел художественный реализм Пушкина. Верность действительности, истина жизни становится важнейшим эстетическим критерием поэта. Из своего сельского уединения поэт внимательно следит за развитием русской литературы, оценивая ее явления со своих новых эстетических позиций. В письмах к друзьям в Петербург, в критических заметках Пушкин настойчиво защищает идею национальной самобытности русской литературы, дает свое понимание проблемы народности литературы, вокруг чего шли тогда ожесточенные споры.
Под народностью Пушкин разумеет отражение «в зеркале поэзии» «особенной физиономии» народа, его «образа мыслей и чувствований», «обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». Выступая против аристократического направления некоторых писателей, Пушкин стремится к демократизации русской литературы. Он защищает право писателя на изображение повседневной жизни общества. Поэт настойчиво советует изучать народную поэзию, язык простого народа.
Идеи народности и историзма, идеи борьбы с космополитизмом господствующих кругов дворянства, презиравших все отечественное, русское, входили в революционно-патриотическую идеологию декабристов. Пушкин полностью разделял эти идеи. Со всей страстностью поэт восставал против, как он писал, «насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому». Но принцип народности литературы сливался в реалистической эстетике Пушкина с требованием истины в изображении жизни. Поэт выдвигает реализм, или, как он говорил, «истинный романтизм», в качестве основы дальнейшего развития русской литературы. Вместе с тем в своих критических статьях середины 20-х годов Пушкин подчеркивает национальное своеобразие и ценность русской культуры, нашедшие свое воплощение, как он указывает, и в неисчерпаемом богатстве русского языка, и в поэзии Крылова, выразителя духа своего народа, и во всеобъемлющем гении Ломоносова.
Лучшие люди России были насильственно изъяты из жизни, никто не смел произносить их имена. Будущее России казалось мрачным, неясным. В этих тяжелых условиях Пушкину приходилось определять свои общественные позиции. Поэт понимал, что поражение декабристов обусловливалось «ничтожностью… средств» дворянских революционеров. Однако, признав практически не реальным декабристский метод «политических изменений», Пушкин по-прежнему считал необходимыми и неизбежными те, как говорил поэт, «великие перемены» в жизни России, во имя которых боролись декабристы, и прежде всего уничтожение крепостного права. Все дальнейшие политические размышления Пушкина были связаны с важнейшим вопросом о том, какие общественные силы способны осуществить эти великие перемены и каким путем они могут произойти.
Народ, вкусивший раз твой нектар освященный. Все ищет вновь упиться им; Как будто Вакхом разъяренный, Он бродит, жаждою томим; Так — он найдет тебя.
Судьба человеческая, судьба народная в поэме «Борис Годунов»