• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на заданную тему > Безымянные герои войны 1812 года в романе «Война и мир»

 

Безымянные герои войны 1812 года в романе «Война и мир»

Часто участники походов, сражений не названы даже по имени — как «барабанщик-запевала» в начальных главах второй части первого тома (смотр под Браунау). Но именно они, все вместе, создают образ русского народа: «…барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто бережно приподнял обеими руками какую-то невидимую драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее: Ах вы, сени мои, сени!

«Сени новые мои…» — подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками». «Из всей солдатской массы Толстой особо выделяет двоих — Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон — образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. «» Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова. Как известно (и говорилось выше), основа всей истории — действительный факт, случившийся в партизанском отряде Дениса Давыдова. Но Давыдов в своих «Записках партизана» посвятил ему всего несколько строк. Весь образ, все подробности внешнего облика, поведения созданы творческим воображением Толстого.

В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка», вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительное войне: «Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, — вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь».

Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это — другая сторона «мысли народной».

Литературоведами сказано много горьких слов о Платоне Каратаеве: что он непротивленец; что характер его не изменяется, статичен, и это плохо; что у него нет воинской доблести; что он никого особенно не любит и, когда погибает, пристреленный французом, потому что из-за болезни не может больше идти, его никто не жалеет, даже Пьер. Между тем о Платоне Каратаеве Толстым сказаны важные, принципиально важные слова: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»;

«Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали Соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».

Каратаев уже немолодой солдат. Прежде, в суворовские времена, он участвовал в походах. Война 1812 года застала его в московском госпитале, откуда он и попал в плен. Здесь нужна была уже не воинская доблесть, а терпение, выдержка, спокойствие, умение приспособиться к условиям и выжить, дождаться победы, в которой Платон был уверен, как всякий русский человек того времени. Выражает он эту веру по-своему, пословицей: «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». И потому правы исследователи последнего времени, которые подчеркивают крестьянскую крепость, выносливость, трудолюбие, оптимизм Каратаева как важные положительные, истинно народные черты. Без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть трудную войну, но вообще жить.

В укор Платону ставилось и то, что в плену он сбросил все «солдатское» и остался верен исконно крестьянскому, или «крестьянскому», как он выговаривает. А как же могло быть иначе в условиях плена? Да и самый этот взгляд, что крестьянское важнее солдатского, мир дороже войны — т. е. истинно народный взгляд, — определяет, как мы постоянно видим в книге Толстого, авторское отношение к основам человеческого бытия.

Конечно, «благообразию» Каратаева свойственна пассивность, надежда на то, что все как-нибудь само собой устроится к лучшему: он пойдет в наказание за порубку леса в солдаты, но этим спасет многодетного брата; француз усовестится и оставит обрезки полотна, годные на портянки… Но история и природа творят свое жесткое дело, и конец Платона Каратаева, спокойно, мужественно написанный Толстым, — явственное опровержение пассивности, безоговорочного приятия совершающегося как жизненной, позиции. В плане философском толстовская опора на Каратаева заключает в себе внутреннее противоречие.

Всяким попыткам разумного устройства жизни создатель «Войны и мира» противопоставляет стихийную «роевую» силу, воплощенную в Каратаеве. Но есть и другое, безусловно верное. Наблюдая Каратаева и всю обстановку плена, Пьер понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований и что «счастье в нем самом», т. е. в самом человеке, в его праве жить, радоваться солнцу, свету, общению с другими людьми.

Писали и о том, что Каратаев — не изменяющийся, застывший. Он не застывший, а «круглый». Эпитет «круглый» множество раз повторяется в главах о Каратаеве и определяет его сущность. Он — капелька, круглая капелька шара, олицетворяющего все человечество, всех людей. Исчезновение капельки в этом шаре не страшно — остальные все равно сольются.



Безымянные герои войны 1812 года в романе «Война и мир»

Другие сочинения по теме:

  1. Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и Мир» Толстой любит людей, им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а...
  2. Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Отечественная война 1812 года — справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,...
  3. Я люблю мысль народную вследствие войны 1812 года (Л. Н. Толстой) Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, неизбежно приводят его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во...
  4. Центральное событие романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и...
  5. Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Повествование о...
  6. Игра по станциям, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года Руководители: Авторский коллектив: ГБС(К)ОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга: Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, Смирнова Ольга Владимировна,...
  7. Война 1812 года и русская литература Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Как известно, декабристы признавали себя детьми двенадцатого года. Герцен...
  8. Отечественная война 1812 года в русской литературе Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал...
  9. Изображение картин войны 1805-1807 и 1812 годов по роману Л. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: » изображение картин войны 1805-1807 и 1812 годов по роману Л. Толстого «Война и мир» Стремление Наполеона...
  10. Непринятие войны в романе Толстого «Война и мир» Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,...
  11. Человек в романе-эпопее Толстого «Война и мир» Еще в начале творческого пути в неоконченной рукописи «Кавказского романа» (переросшего в «Казаков») Толстой сделал помету: «Ужасно трудно описать характер...
  12. Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы...
  13. О роли Кутузова в войне 1812 года Толстым Найдено образное сравнение: русское войско, («как стрелок, выждавший минуту, нанесло смертельный удар врагу; но, выпустив заряд и не зная...
  14. «Образ солдата 1812 года» Методическая разработка урока изобразительного искусства Вид занятия: Тематическое рисование. Беседа. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Творческая работа. Зарисовка по представлению фигур солдат русской и...
  15. Новая драматургия Грибоедова в драме о 1812 года Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и политическое содержание сочеталось со сценами...
  16. Проблемы войны и мира в одноименном романе Л. Толстого Роман «Война и мир» — масштабное произведение как за количеством и глубиной изображений персонажей, так и за важностью исторических событий,...
  17. Мысль «народная»; в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и...
  18. Сочинение размышление: Герои войны — палачи или жертвы? Начало прошлого века оказало пагубное влияние на русскую культуру и литературу в частности. Новое правление навязало свои правила и новые...
  19. Герои войны в повестях Василя Быкова «Страшная беда» — эта формула, появившаяся впервые на страницах «Западни» и спустя двадцать лет выступившая в названии новой повести Быкова...
  20. Сила характера Пьера Безухова в романе «Война и мир» Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые (также как и Андрея Болконского) в салоне Анны Павловны Шерер как...
« Роман «Собор Парижской Богоматери» как символ пробуждения народа от векового рабства
Особенность прозы М. Ю. Лермонтова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения