• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Судьбы взрослых ткут подростки

 

Судьбы взрослых ткут подростки

Валентин Берестов

Валентин Дмитриевич Берестов был человеком, которого в Москве 1970-1990-х годов, не только в литературной, но и в школьностуденческой, в музейной, в гуманитарной, кажется, знали все. Он оказывался желанным гостем повсюду, и, разумеется, нередко приходил в Литературный институт.

Руководитель нашего семинара прозы Василий Петрович Росляков любил приглашать на занятия интересных писателей. Так у нас побывали с тем, чтобы просто поговорить «за жизнь», Юрий Казаков и Борис Можаев, Павел Нилин и Елизар Мальцев…

Дважды приходил и Валентин Дмитриевич. У каждого из гостей было свое обаяние, свои неповторимые черты. Берестов запомнился тем, что он, едва войдя в аудиторию, где сидело два десятка мужиков — уже давно вышедших из школьного возраста, кое-что вкусивших в жизни, наделенных собственными литературными амбициями, он сразу стал у нас своим. Берестов, разумеется, читал стихи.

Внешне простые, предельно искренние, на первый слух простодушные стихи… Рассказывал о поэтах, с которыми… — хотел написать: свела его судьба, но поправлюсь: …с которыми он искал встреч — и обретал их. Рассказывал о своих прочтениях пушкинских стихотворений…

Он мгновенно увлек нас в тот завораживающий мир, где жизнь и поэзия — одно. Мы все в Литинституте чаяли этот мир обрести, но не у всех хватало веры в то, что он — не мираж, что он действительно существует.

Берестов в какихнибудь полтора-два часа не только утвердил нас в непреложности этого мира, но и доказал: те, кто пошел по литературной стезе, имеют возможность расширить и приукрасить этот мир.

И только в завершение встречи он проронил как-то застенчиво слова о том, что у него болеет жена, что они борются с болезнью и непременно ее одолеют.

Жена Берестова, художница и писательница Татьяна Ивановна Александрова скончалась через несколько лет, еще молодой, и Берестов написал о ней эссе «Лучшая из женщин». Завершающие строки: «Она стала таким человеком, каким хотела стать. И ни один из ее замыслов не мог бы не только осуществиться, но и возникнуть, если бы у нее не было в юности этого замысла — стать такой, как ей хочется».

Мне думается, что эти строки можно полностью отнести к самому Валентину Дмитриевичу. Это только внешне он выглядел таким несколько неуклюжим очкариком — образ подкреплялся и его высоким ростом. Берестов напоминал то Пьера Безухова, то Винни-Пуха, то домовенка Кузьку — прелестное создание, придуманное Татьяной Александровой, наверное, именно благодаря жизни с Берестовым…

Как сегодня видно, он, сын учителя истории из калужской глубинки, с отрочества ходивший в литературных вундеркиндах, всегда стоял перед жизненными трудностями наготове. Он хотел жить в ладу с миром и не мог позволить, чтобы ему в этом что-то или кто-то мешал.

А время было нескучное… Берестов родился 1 апреля 1928 года. Впрочем, в ту пору с традиционным календарем происходили чудеса, и День смеха, День дураков праздником не был.

Лишь за несколько лет до кончины узнал Берестов и то, что его тайно крестили . «…Мне с первых же дней жизни не дали стать полноценным человеком новой эпохи, тайком включив нового человека в не до конца прерванную связь времени». Сохранились в памяти воспоминания о церковной жизни его бабушек… «…Эти впечатления если не способствовали развитию религиозного чувства, то несомненно ослабили внушаемые тогдашним детям чувства антирелигиозные. То, что для бабушек было верой, для внука стало поэзией».

Потом была Великая Отечественная война. Подросток Берестов оказался в эвакуации в Ташкенте, где обрел литературного наставника, да какого — Корнея Ивановича Чуковского. Кто не знает, как важно встретить в своей жизни хотя бы однажды настоящего учителя! Чуковский дал жизни Берестова литературный настрой.

Затем были Анна Ахматова, Самуил Маршак… Когда в 1949 году арестовали двух друзей Берестова, студентов, и он уничтожил многие свои дневники, записи о встречах с Анной Ахматовой оставил. Прятал их в камере хранения студгородка несколько лет, до смерти Сталина.

Потом на основании их написал замечательные воспоминания.

Но образование Берестов получил археологическое… Прочитав в 1946 году партийное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», сопровождавшееся травлей Зощенко и Ахматовой, он, по собственному признанию, «в сущности, бросил писать стихи», поступил на исторический факультет Московского университета. «Нужно знать жизнь, набраться опыта других, нелитературных профессий»… Он и работал археологом, стал писать об археологии — как стихи, так и прозу…

Но Корней Чуковский был начеку, и Берестова из археологии вытеснил… Вернул в литературу, теперь уже навсегда.

В детской поэзии Берестов — неоспоримый классик. А вот его «взрослая» лирика не всем сразу дается. Порой кажется, что она несерьезна, внутрилитературна, слишком связана с кругом непосредственных знакомых и родных поэта.

И только тот, кто вчитается в строки Берестова, осознает: лирический дневник, который поэт вел всю жизнь, нацелен на уловление и описание тех переживаний, которые свойственны любому человеку. Которые надо понять и приложить к ходу именно своей жизни.

Главные темы поэзии Берестова — семья, родство, время как смена поколений… Но объединяющей стала тема детства, она во всем, что им создано. Хотя первые собственно детские стихи написаны для маленькой дочери , вечная мелодия детства звучит и в его лирике, и в прозе, и в его пушкинистике …

В берестовском изображении тема эта приобрела особый смысл, философский, кратко выражающейся его строчкой, которая взята здесь в заглавие…

Валентин Дмитриевич Берестов скончался 15 апреля 1998 года, едва отпраздновав свое семидесятилетие. Ушел скоропостижно, и до сих пор порой вдруг привидится, что едет он рядом в вагоне метро, входит в библиотеку, спешит куда-то по московским переулкам — от Тверской к Никитской или Поварской… А может, на телевидение…

В последние годы жизни он увлекся авторской песней, участвовал как авторисполнитель во многих передачах, среди них — знаменитый цикл «В нашу гавань заходили корабли». Сохранилось немало записей, и в песне «Гуляев» звучат такие слова:

Ах, какими молодцами будем мы за шестьдесят Оттого, что мудрецами стали мы в тринадцать лет. Жаль, нескоро мы увидим драгоценный результат Этих длительных прогулок и спасительных бесед…

К счастью, результаты своих жизненных прогулок и бесед Валентин Берестов так талантливо и старательно запечатлевал в слове, что они до сих пор увлекают его все множащихся читателей и почитателей. Последние и объявили 2008 год Годом Берестова. Без всяких официальных согласований, просто по воле своей любви и ощущению его необходимости. И этот год успешно идет, месяц за месяцем…

Жизнь в координатах Года Берестова открыта для всех.

Что читать

Валентин Берестов выпустил немало книг для детей и взрослых, а в год его кончины московские «Издательство имени Сабашниковых» и «Вагриус» издали его двухтомник «Избранные произведения». Это сегодня самое полное собрание сочинений поэта.

Но особое эстетическое ощущение получаешь при чтении небольших сборничков Берестова. Ему везло на художников — многие из таких книжек ярко, с выдумкой оформлены.

В Российской государственной детской библиотеке создан Литературный центр В. Д. Берестова, объединяющих почитателей его творчества.

Телефон: 2300229, доб. 244.

Электронная почта: berestov@rgdb. ru

Из цикла Валентина Берестова «Веселые науки»

Возрастная психология

Быть взрослым очень просто: Ругайся, пей, кури, А кто поменьше ростом, Тех за уши дери!

Литературоведение

Не все, что пишем и читаем, Литературой мы считаем.

Педагогика

Что делать, чтоб младенец розовый Не стал дубиной стоеросовой?

Пушкиноведение

Чего не знал великий Пушкин? Не знал он ни одной частушки, Не видел ни одной матрешки В их лакированной одежке. Березу символом Руси Не звал он. Боже упаси!

Она не шла для этой роли, Поскольку ей тогда пороли.

Философия

В запасе вечность у природы, А у людей — лишь дни и годы, Чтобы взглянуть на вечный путь И разобраться, в чем тут суть.

Эсхатология

Когда и впрямь наступит Страшный суд, Тогда ни принадлежность к поколенью, Ни к нации какой, ни к учрежденью, Ни членство в партии, ни должность, к сожаленью, Нас не погубят, но и не спасут. Там каждому из нас по одному За все ответить надо самому.

Этика

Соизмеряйте цель и средства, Чтоб не дойти до людоедства.

Этимология

Что такое «лирика постельная»? Ну, конечно, песня колыбельная, Что такое «бабник»? Знать пора б! Тот малыш, что лепит снежных баб.



Судьбы взрослых ткут подростки

Другие сочинения по теме:

  1. Подростки-«охотники» в романе Уильяма Джеральда Голдинга «Властелин мух» Именно через эти образы писатель исследует «опаснейшее из животных — человека». Не противостоять обстоятельствам, в которых они оказались на безлюдном...
  2. Шпаргалка для взрослых Правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 2. Не сравнивайте ребенка с окружающими....
  3. Переход подростка в мир взрослых Американский писатель Дж. Сэлинджер необыкновенно ярко проявил себя в произведениях, посвященных юношеству, духовному миру молодого человека. И хотя творчество этого...
  4. Отношение взрослых к Юшке Юшка — главный герой одноименного рассказа Платонова. Этого человека, имени которого никто не знал, а все звали Юшкой, можно назвать...
  5. В рунете в три раза больше детей, чем взрослых Не менее 90% российских детей регулярно пользуются интернет-пространством, при этом большинство родителей практически не следят за активностью своих чад в...
  6. Тема урока — Забота взрослых… Нужна ли она детям? Оборудование уроков Портрет К. Д. Ушинского. «Словарь характеристик». Иллюстрация в учебнике. Урок 65й I. Минуты поэзии (Дети читают наизусть стихотворения...
  7. Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапер». Рождественское чудо Тема урока : Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапер». Рождественское чудо. Цели : 1. Образовательные:...
  8. Тема урока Стихи о школе В. Д. Берестова Цели урока Формирование представлений у учащихся об особенностях поэзии В. Д. Берестова. Знакомство с возможностью соотнесения изображенных в произведениях ситуаций...
  9. Краткое содержание «Барышни-крестьянки» Пушкина В одной из отдаленных губерний в имении своем Тугилове живет отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не...
  10. Поговорим о странностях судьбы Поговорим о странностях судьбы… Не в силах мы судьбой повелевать, Но есть один закон, который вечен: Умей следить, рассчитывать и...
  11. Трагизм судьбы поэта в «Черепках» Ахматовой Ахматова чувствовала — причем очень резко и трагично личную ответственность за все случившееся в ее стране. Увы, она разделила здесь...
  12. Мицкевич и Пушкин — две судьбы, две биографии Две величественные фигуры, две судьбы, две биографии, такие разные и вместе с тем такие похожие. Соучастники и соперники, друзья и...
  13. Части стихотворения. Сопоставление судьбы кинжала и роли поэта Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан...
  14. Две героини, две судьбы Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, как Зарема...
  15. Кольцо судьбы Жизнь Толстого всегда искушала его биографов поделить ее не просто на отрезки времени , но именно на кратные отрезки, чтобы...
  16. Человек интересной судьбы Варвара Семеновна — обычная женщина, старушка из соседнего подъезда. Но судьба ее интересна, хотя и вполне традиционна для нашей страны....
  17. Судьбы персонажей пьесы «На дне» Разными путями попали на «дно» — обитатели ночлежки. Васька Пепел — потомственный вор. Настя совсем не знает своих родителей. Барон...
  18. Драматизм судьбы Дуни Выриной В повести «Станционный смотритель» Пушкин рассказал историю бедного чиновника Самсона Вырина и его дочери Дуни. «Ах, Дуня, Дуня! Что за...
  19. ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ ГЕРОИНЬ А. С. ПУШКИНА Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом » Евгений Онегин «, любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью...
  20. Тема судьбы русского человека в стихотворном произведении «Повесть о Горе и Злочастии» Стихотворная «Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца во иноческий чин» сохранилась в единственном списке. Ее рукописная судьба...
« В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?
Повесть о красавице Ли — Бо Синцзянь »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения