Сущность конфликта в романе. «Отцы и дети»
В романе » Отцы и дети » И. С. Тургенева ярко и достоверно отразился характер эпохи и те изменения в русской жизни, которые произошли накануне реформ 60-х годов. Писатель показал в произведении главный общественный конфликт этого времени — он показал Сущность конфликта между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Основной принцип построения романа — антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее.
Но в самом романе Сущность конфликта носит не возрастной, а идейный характер, то есть Сущность конфликта в романе » Отцы и дети» не в конфликте двух поколений, а в столкновение двух мировоззрений. Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов . Их столкновения и споры, составляющие основу сюжета романа, позволяют понять сущность их взглядов. Взгляды Базарова основываются на нигилизме, то есть отрицании всего того, что, по его мнению, устарело или не приносит практической пользы.
Но увлечение нигилизмом доводит Базарова до крайности: он отрицает искусство и литературу, любовь и дружбу, красоту природы и научную теорию. Для него «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта»; «Рафаэль гроша медного не стоит»; «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но такое отрицание заводит героя в тупик: он не имеет положительной программы, не может создать ничего нового, у него нет настоящих сторонников и последователей. Хотя Аркадий Кирсанов тоже называет себя в начале романа нигилистом, он все же относится к лагерю «отцов» и лишь находится под влиянием личности Базарова, а потом, женившись на Кате Одинцовой, окончательно расстается со своими прежними убеждениями.
Не являются истинными нигилистами Ситников и Кукшина: они нахватались «модных» идей и на самом деле лишь опошляют настоящий нигилизм. Базаров перед смертью чувствует свое одиночество; его ранняя смерть является закономерной: Тургенев не видел будущего за нигилистами, у него были другие представления о развитии русского общества. Но главный идейный противник Базарова — Павел Петрович — также не является идеалом для писателя.
Он показан явно иронически: Тургенев высмеивает склонность старшего Кирсанова к красивым «либеральным» фразам, его аристократические замашки и дворянское чванство, его англоманию и рассуждения о русском народе-богоносце. Павел Петрович терпит поражение не только в спорах с Базаровым, но даже на дуэли, на которую сам вызвал его. Тургенев говорит о Павле Петровиче: «Да он и был мертвец».
В конце романа мы узнаем, что он живет в Германии и что сами немцы принимают его за англичанина; а от его любви к России, о которой он так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе. Совсем по-другому Тургенев относится к Николаю Петровичу Кирсанову. Хотя автор и подсмеивается над его «мягкотелостью» и сентиментальностью, но симпатизирует ему за любовь к поэзии Пушкина, понимание музыки и красоты русской природы, доброжелательность и отсутствие пренебрежительного отношения к людям.
Его привлекает также то, что Николай Петрович еще до реформы разделил свою землю с крестьянами; завел «ферму», стал использовать наемный труд и даже паровые механизмы. Писатель считал, что будущее — за такими хозяйствами, похожими на европейские. Николай Петрович счастлив се-мейно: у него жена, любимые Дети…
Он, бесспорно, вызывает и наши симпатии.
Сочинение: Сущность конфликта в романе «Отцы и дети»
Сущность конфликта в романе. «Отцы и дети»