Свет в поэзии И. Бродского
«…пока мне рот не забили глиной
Из него раздаваться будет лишь благодарность»,
И. Бродский
Иосиф Бродский — новая эра в истории русской поэзии. Поэт, творивший в XX веке, он безусловно поэт XXI столетия. Он вывел русскую поэзию из тупика авангардизма и бессмысленности, доказав, что даже перечисление предметов уже поэзия, если за дело взялся Поэт.
«Страницу и огонь, зерно и жернова, Секиры острие и усеченный волос — Бог сохраняет все: особенно — словаПрощенья и любви, как собственный свой голос».
Мир, в котором живет поэт, огромен, его знания истории и поэзии ошеломляющи. Прошлое и настоящее в стихах Бродского взаимосвязаны. В «Письмах римскому другу», как бы переводе из Марциала — сегодняшний день с его жестокостью и проблемами:
«Как там в Ливии, мой Постум, — или где там? Неужели до сих пор еще воюем?»
Бродский наш современник, он видел мир таким, каким видим его и мы, но рассказал о нем так, как это под силу только поэту. Задачу поэта Бродский видит не в том, чтобы изменить его, что, по-видимому, невозможно, а понять и принять.
«И быть на земле закатом, И быть на земле рассветом, Удобрить ее солдатом, Одобрить ее поэтом».
Свет — он существует в мире. Нужно только увидеть его и назвать, что и делает Бродский:
«на исходе тысячелетья, в РимеЯ вывожу слова «факел», «фитиль», «светильник».
«Римские элегии» — это не просто поэтический рассказ о пребывании в Риме. Это и ироничный взгляд на себя, «я певец дребедени, лишних мыслей, ломаных линий», «мы вряд ли боги в миниатюре».
Здесь щемяще звучит тема быстротечности жизни человека. Что такое отрезок человеческой жизни по сравнению с Вечным городом, над которым время не властно:
«Крикни сейчас «замри» — я бы тотчас замер, Как этот город сделал от счастья в детстве».
Как и у римских поэтов, у Бродского рефреном звучит мотив неслучайности прихода в этот мир и благодарности за жизнь на земле:
«Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: яБлагодарен за все; за куриный хрящикИ за стрекот ножниц, уже кроящихМне пустоту, раз она — Твоя».
Главный свет в жизни Бродского — это свет веры, свет Вифлиемской звезды. Следуя традиции пастернаковской «Рождественской звезды», Бродский пишет свою «Рождественскую звезду», но поэт при этом предельно лаконичен:
«…из глубины Вселенной, с другого его конца, Звезда смотрела в пещеру, и это был взгляд Отца».
Свет в поэзии И. Бродского