«Свободы сеятель пустынный» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжелый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознает тщетность порывов к свободе.
Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.
Литературное направление, жанр
«Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом.
Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв.
Так что основная мысль — разбудить личности в стадах мирных народов.
Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье.
Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче — это сам Иисус. Пушкин сопоставляет свое дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса.
В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чье «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Мое беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение.
Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.
Вторая часть — обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами . Но в Евангелии речь идет о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме , его бьют бичом.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нем как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрестной рифмовкой, причем четвертая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб.
Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрестной рифмовкой.
Тропы и образы
Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощенные бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина — лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощенными.
Живительное семя — аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощенных народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощенные бразды, живительное семя, благие мысли и труды.
В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет — мирные народы, зато он очень емкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.
Основной прием Пушкина в стихотворении — аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.
«Свободы сеятель пустынный» анализ стихотворения Пушкина