Своеобразие композиции произведения пушкина медный всадник
«Медный всадник» открывается Вступлением, которое является своеобразной увертюрой поэмы. Но эта торжественная увертюра и в смысловом, и в стилистическом отношении звучит контрапунктом к основному тексту, к печальной «петербургской повести». Такой контрапункт, лишенный завершающего, синтезирующего, гармонизирующего аккорда, определяет всю структуру «Медного всадника» и проявляется на самых разных ее уровнях.
Вступление состоит из пяти отрывков, каждый из которых представляет относительно законченное целое.
«На берегу пустынных волн // стоял Он дум великих полн // и в даль глядел. Пред ним широко // река неслася». В этих начальных строчках обозначены два центральных героя поэмы: «Он» и широко несущаяся река.
То, что имя Петра не названо, знаменательно. В черновиках встречались и «Петр» и «царь», но Пушкин предпочел более емкое и всеобъемлющее? «Он». Пушкин исторически конкретен и точен, но за каждой исторически конкретной деталью просвечивает иной, более широкий символический смысл. «Он» ? это больше, чем Петр, и больше, чем царь; «Он» ? это человек, взятый в его родовой сущности.
Этим Петр сродни эпическим героям, фольклорным королям, которые избраны в герои, по словам Гегеля, «не из аристократизма и предпочтенья знатных лиц, а в поисках полной свободы в желаниях и действиях, реализующейся в представлении о царственности» . И город? это не только Петербург, а образ цивилизации, форма жизни, где воля человека торжествует над стихией, над природной дикостью. Таким предстает Петербург и в «Арапе Петра Великого». «Обложенные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты являли победу человеческой воли над супротивлением стихий».
Символичен и пейзаж. Лес , широко несущаяся река, бедный челн одинокого чухонца — все это атрибуты картины «естественного состояния», каким мыслил его себе XV
Своеобразие композиции произведения пушкина медный всадник