Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Творчество великого русского поэта Н. А. Некрасова занимает видное место в истории русской литературы. Для лирики главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.
Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении «Поэт и гражданин». Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина. Герой стихотворения — Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности.
Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин: Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой. Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми: Поэтом может ты не быть, Но гражданином быть обязан. Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.
Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах — «муза мести и печали», какая жажда борьбы горела в поэте. Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель — «толпе напомнить, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в стихах о трудной, горькой, иногда трагической любви звучат гражданские мотивы.
Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова — это гражданин: Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой. Поэтому полны боли за угнетенных и обиженных многие произведения Некрасова. Это и управляющий из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда».
И повсюду слышится стон мужика: «где народ — там и стон…». И этот народ — русские крестьяне — все терпит. Поэт негодует: Тем был бы хуже твой удел, Когда б ты менее терпел! Во многих некрасовских стихотворениях воспроизводится одна и та же ситуация: встречаются, приглядываются друг к другу представители двух противоположных социальных слоев — барин и мужик, интеллигент и человек из народа. Примером такого противопоставления служит стихотворение «В дороге».
Некрасов сам ощущал в себе это столкновение двух начал. Он чувствовал себя одновременно и выходцем из дворянского рода, и народным поэтом. На любое явление действительности поэт мог взглянуть с двух разных точек зрения — «барской» и «мужицкой».
Но с одной стороны: Я дворянскому нашему роду Блеска мерой моей не стяжал… С другой же — Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал. Эта проблема — стать дворянином или слиться с народом — осталась для поэта неразрешенной. Многие произведения Некрасова написаны в чисто «народном» духе.
Они созданы соответствующим языком, который передает язык простых крестьян, рассказывающих о своей жизни. Это такие стихотворения, как «Знахарка», «Катерина», «Зеленый шум» и другие. Есть и другие стихотворения, в которых нет ничего народного.
Это произведения интимной лирики: «Демону», «Давно отвергнутый тобой…», «Как ты робка, как ты послушна…» Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал:»Гляди! Сестра твоя родная!» Многие стихотворения Некрасова близки к песням, в которых заложена душа русского народа.
Поэтому некоторые из них так и называются: «Песня Еремушке», «Песня о свободном слове». Разговорность и напевность часто встречаются в лирике Некрасова. Итогом всей поэтической деятельности Некрасова стало стихотворение «Элегия».
Здесь поэт опять говорит о том, что стихи должны быть посвящены народу: Пуская нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа». И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она.. Наивысшим счастьем человека Некрасов считает борьбу за счастье народа.
Эта мысль найдет свое развитие в поэме «Кому на Руси жить хорошо». И как завет звучат снова слова поэта: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, спасибо всем скажет сердечное русский народ.
Своеобразие лирики Н. А. Некрасова