• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Своеобразие реалистического метода Шмелева

 

Своеобразие реалистического метода Шмелева

Для И. С. Шмелева Россия — потерянный рай детства, который он и воскрешает из небытия силой своей ясновидящей и одновременно преобразующей памяти. В главе «Радуница» есть эпизод, дающий ключ к художественному своеобразию романа: «Какое Утро!.. Окна открыты в тополь, и в нем золотисто-зелено. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце, на полу пятна-зайчики, а в тополе такой свет, сквозисто-зеленоватый, живой, — будто бы райский свет.

Так и зовем мы с Горкиным. Мы его сами делаем: берем в горстку пучок травы — только сжимать не нужно, а чуть-чуть щелки, — и смотрим через нее на солнце: вот он и райский свет! Такого никак не сделать, а только так, да еще через тополь, утром… только весенним утром, когда еще свежие листочки». «…Райский свет.

Мы его сами делаем…» «Рукотворный» райский свет, которым пронизана едва ли не каждая страница романа — это дух творчества, очищающий и преображающий Прошлое и заставляющий сиять его иным, неземным светом. Великолепна цветовая палитра писателя, близкая по ясности и чистоте красок древнерусской живописи: красная Пасха, сине-бело-голубое Рождество, свежая зелень Троицы. Особый акцент сделан на золото, которым залито все: «…и небо золотое, и вся земля, и звон немолчный кажется золотым тоже, как все вокруг». «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост.

Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал: «Душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет, — так начинается первая глава романа — «Чистый понедельник». Главные слова здесь: свет, душа, Светлый день, даль лет.

Шмелев не случайно начал свою эпопею об ушедшей России с идеи покаяния, с Великого поста: «На Постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «Душе моя, душе моя», — заслушаешься», — сулит Горкин Ване в «Чистом понедельнике». Те же молитвенные слова из «Великого покаянного канона святого Андрея Критского» повторяются в одной из последних глав, в которой рассказывается о смерти отца : «Дверь в спальню чуть приоткрыта. Слышны печальные вычитывания батюшки.

Я узнаю знакомую молитву, какую поют в Великом посту, — «Душе моя, душе моя… восстани, что спиши? конец приближается…» «Зимние рамы еще не вставили — или их выставили в зале? Слышен унылый благовест — бо-ом… бо-о-омм… будто это Чистый понедельник, будто к вечерням это: «по-мни… по-мни-и…» . Центральная тема «Лета Господня» — тема исторической и родовой памяти — заявлена уже в эпиграфе к роману — строках Пушкина: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Основа незыблемости мира заключается в памяти прошлого и строительстве настоящего по законам прошлого. В этом мире есть главное — осмысленность, одухотворенность, «обоженность» будничной жизни и быта. Традиционный Порядок воспринимается как высший нравственный закон.

Осознание иного, высшего смысла во всем реальном мире одухотворяет обыденные дела, превращает обычные действия, да и всю человеческую жизнь в священный обряд. «Розовые занавески, с охотниками и утками» сняли, зажгли «голого стекла лампадку», не разрешают бегать и играть, потому что — Великий пост, «мучается Сын Божий», а значит, настала пора готовить душу к Светлому дню, к Пасхе. «…Нельзя сразу, а надо приуготовляться, а то и духовной радости не будет», — так Горкин наставляет Ваню. В «мелочах жизни» ребенку приоткрывается небесная тайна, а его детская душа постигает Бога: «Чувствуется мне в этом великая тайна — Бог» . «Мреет в моих глазах — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами» , «По-мни, по-мни», — гудит церковный колокол, даруя человеку «память смертную» и не давая спать его душе. Повествование Шмелева построено по законам благодарной памяти.

Память в «Лете Господнем» — категория не только этическая, но и эстетическая. Россия, детство, Дом в родном Замоскворечье увидены внутренним, духовным оком автора. В «Лете Господнем» принципиально важна повествовательная манера. Все, о чем рассказывается, увидено глазами мальчика Вани, за которым стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший путь, еще предстоящий его герою. Отсюда возникает соединение силы художественного изображения с глубиной философского осмысления изображенного.

Как отмечал великий русский философ И. А. Ильин, слово Шмелева рождено, «сердцем воспринявшего младенца и поведавшего мудреца». Шмелев следовал традиции русской классической литературы, хотя во многом он был и новатором, что не только выделяет Роман среди произведений этого жанра, но и делает его уникальным. Об этом замечательно сказал И. А. Ильин: «С тех пор, как существует русская литература, впервые Художник показал эту чудесную встречу — мироосвящающего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой.

А мы, читатели, видим, как лирическая поэма об этой чудной встрече разрастается, захватывает весь быт взрослого народа и превращается в эпическую поэму о России и об основах ее духовного бытия… показывает нам Православную Русь — из сердечной глубины верующего ребенка».



Своеобразие реалистического метода Шмелева

Другие сочинения по теме:

  1. Происхождение и особенности русского реалистического романа Реалистический роман (термин, вероятно, придуманный для того, чтобы узаконить более краткую и менее сюжетную повествовательную форму, наравне с романом как...
  2. Роман Шмелева «Лето Господне» Именно «Лето Господне» и «Богомолье» , а также примыкающий к ним тематически сборник «Родное» явились вершиной творчества Шмелева. Он написал...
  3. Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века Вы, русские, крепко любите Шолохова, но все же полностью не можете представить, кем он является для всего человечества… Жан Катала...
  4. Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века Успех пьесы «Горе от ума», появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», — так...
  5. Основы драматургического метода Шекспира Нет наслаждения более возвышенного и чистого, чем, закрыв глаза, слушать, как естественный и верный голос не декламирует, а читает Шекспира,...
  6. О. де Бальзак — выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа, автор «Человеческой комедии» Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, вызвать к ним интерес; раскрыть роль Украины в судьбе художника; развивать навыки...
  7. Творческий путь Ивана Шмелева Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка....
  8. Роман Шмелева «Солнце мертвых» Он работал над «Солнцем мертвых», живя у Бунина в Трасе, преследуемый навязчивыми воспоминаниями. Из Траса Шмелев писал 19/6 сентября 1923...
  9. Константин Ковалев-Случевский. Последний путь Ивана Шмелева I. S. Shmelev . Returning to Russia. In 2000, 50 years after his death, the remains of Shmelyov and his...
  10. Краткое содержание повести Шмелева «Лето Господне» Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как...
  11. 130 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Краткое изложение текста Во всех произведениях Шмелева поет, сияет и плачет православная русская душа. Это чувствуешь сразу. И, читая его книги, радостно узнаешь...
  12. Целостный анализ романа И. С. Шмелева «Лето Господне» Как известно, многие произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева созданы в изгнании. Среди них — его автобиографический Роман «Лето...
  13. Краткое изложение Превратности метода А. Карпентьер Превратности метода Название романа перекликается с названием известного трактата французского философа XVII в. Рене Декарта «Рассуждение о методе»....
  14. О своеобразии творческого метода поэта «Как образ входит в образ и как предмет сечет предмет…» Своеобразие поэтического мира Пастернака предопределено историей его творческого становления. Сын...
  15. Краткое содержание рассказа Шмелева «Как я стал писателем» Рассказчик вспоминает, как стал писателем. Вышло это просто и даже непредумышленно. Теперь рассказчику кажется, что он всегда был писателем, только...
  16. «Любовь к родному пепелищу» в повествовании И. С. Шмелева «Лето Господне» К творчеству И. С. Шмелева, одного из известных русских писателей первой половины XX века, и в частности к его автобиографическому...
  17. Язык Шмелева Великолепный, «отстоянный» русский язык автобиографического цикла Шмелева отмечали все без исключения, кто говорил о его творчестве. «Без преувеличения, не было...
  18. Вещный мир Шмелева Отличительная черта стиля Шмелева — зримость, осязательность, «материальность» изображенного. Она делает читателя сопричастным жизни героев романа, создает у него «эффект...
  19. Биография И. С. Шмелева. Краткое изложение текста ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич , писатель. Родился и вырос в Москве в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. В доме...
  20. Краткое содержание «Метода McKinsey» Расиела Образ мышления консультанта Не полагайтесь на интуицию, используйте факты. Это позволит избежать ошибки и придаст больше весомости вашей идее при...
« Переосмысление В. Стусом истории Украины. По произведению «По летописи Самовидца»
Краткое содержание «Один летний сезон» Дрэббл »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения