Своеобразие сатиры В. В. Маяковского
Маяковскому принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: «В наше время тот — поэт, тот — писатель, кто полезен». А быть полезным обществу — это значит активно участвовать в той борьбе, которую общество ведет со своими внутренними и внешними врагами. Грозным оружием этой борьбы поэт считал сатиру.
Вот почему именно этот жанр занимает исключительно важное место в творчестве Маяковского.
В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя. После событий 1917 года она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества.
Тематика сатирических произведений Маяковского многообразна. Она обусловлена двумя центральными задачами — борьбой с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в быту и сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом.
Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство . Вторая группа борьбе с бюрократизмом и другими общественными недостатками . И, наконец, третья группа разоблачает капитализм .
В сатирическом фельетоне «О дряни» Маяковский обличает мещанство. Он рисует двух представителей «модернизированных» мещан — некоего служащего, «свившего» себе «уютный кабинет» в одном из учреждений, и его жену — «товарища Надю» У обоих героев мечты не идут дальше личного обогащения, хотя они стремятся создать видимость людей современного общества.
Маяковский восклицает: «Страшнее Врангеля обывательский быт». И действительно, радость мещан заключается только в том, что «к празднику прибавка 24 тыщи». Товарищ Надя волнуется только о своих нарядах, пусть они и переменили фасон: «Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!»
Маяковский наделяет своих антигероев саморазоблачающими высказываниями, которые обнажают их фальшивую суть. Тему разоблачения мещанства поэт продолжил и в пьесах «Клоп» и «Баня» .
В стихотворении «Прозаседавшиеся» звучит сатира на «размножившуюся» в стране бюрократию. Сатирический эффект произведения нарастает постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание: мы узнаем, что каждое утро поэт видит, как «расходится народ в учреждения». А вот сатирическое звучание второй строфы уже не вызывает сомнения:
Обдают дождем дела бумажные,
Чуть войдешь в здание:
Отобрав с полсотни —
Самые важные! —
Служащие расходятся на заседания.
Стихотворение написано от лица просителя, который, как заколдованный, ходит по всем инстанциям, но никак не может добиться толку. Наконец он врывается в зал заседаний и видит ужасную картину: там работают «людей половины». С помощью фантастики и гротеска Маяковский показывает, что чиновники уже давно превратились в мертвецов, машины, механически исполняющие свои обязанности.
Для поэта бюрократизм означает власть инструкции, простой бумажки, которая употребляется в ущерб живому делу.
Таким образом, в сатире Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого оно направлено.
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского