Своеобразность поэзии вагантов, ее ведущие темы
В латинской литературе особое место занимает поэзия вагантов (или голиардов) — странствующих священников, которые не имели своих приходов, которые потеряли свой духовный залог, молодые, что учила. Зарабатывали они на жизнь составлением стихов и песен. Расцвет поэзии вагантов приходится на XIII ст. Характерными особенностями ее есть ориентация на античные традиции (Овидий, Гораций, Ювенал), а именно — жизнелюбивые мотивы, и религиозную лирику, ощутимое влияние народной поэзии, особенно в жанрах религиозных песнях, стихах, которые воспевали свободу, кабацкий разгул, красоту природы, земная радость и беспризорная жизнь и т. п., своеобразных гимнах Бахусу, Венере, Флоре. Но их веселая и разгульная поэзия совсем не означала, что были они «затхлой плесенью». Латынь, которой сочиняли стихи, была к тому времени признаком высокой образованности.
Отвергнув все черты куртуазной манерности, ваганты в своих поэзиях обнаруживали глубокую эрудицию и раскованность мысли. их демократическая лирика позднее повлияет на творчество украинских странствующих дьяков, клириков, студентов. Так, по мнению уфилолога и переводчика поэзий вагантов М. Борецкого, если европейские ваганты демонстрировали свою осведомленность с античными образами и Библией, то украинские — с украинским фольклором, если одни старались поразить слушателей эрудицией, то другие — остроумным юмором, если одни подвергали критике церковь, то другие не боялись подвергать критике весь общественный порядок.
Поэзия вагантов вообще воспитывала вольнодумцев, которым во все времена судилось расшатывать основания пересеченности и закостенелости. Переводчик А. Содомора, что был причастен к созданию антологии «Поэзия вагантов» вместе с М. Борецьким, отмечает, например, в их поэзии высокое искусство владения словом, рифмой, обращает внимание на интересные формы, легкость звучания песен, чем самую сущность («вагантов нужно не столько читать, сколько слушать: их поэзия насквозь песенная»). Если уже говорить о музыкальных отголосках поэзии вагантов в наше время, нужно вспомнить известную сценическую кантату немецкого композитора Карла Орфа «Сагтипа Вигапа» (1936), литературной основой для которой стал рукописный сборник XIII ст. поэзий вагантов и голиардов, какой автор нашел в каталоге антиквариата. Часть текстов этого сборника принадлежит известным поэтам Средневековье: Абеляру, Архипоэту Кельнскому, Вальтеру фон Фогельвейде, другие стихи создавались анонимно.
Карл Орф отобрал для построения своей кантаты 24 песне вагантов, среди которых застольные, сатирические, танцевальные, любовные, и т. п.
Интересно, что на первой странице этого давняя рукопись воспроизведена средневековую гравюру «Колесо фортуны»: образ колеса, которое это поднимает человека, то снимает, стал не только основой композиции кантаты композитора, а и вообще эмблемой странствующих поэтов: «Буду царствовать — царствую — царствовал — утратил царство», а две ведущие темы К. Орфа «Фортуна хозяйка судьбы…» и «Я оплакиваю раны, причиненные мне судьбой…» является свидетельством оборотов этого неумолимого колеса, своеобразным воплощением философии вагантов. Известная сценическая кантата, в которой соединилась магия музыки, древняя латынь, прозвучала в Киевском Муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества, о чем и рассказала киевская газета «День» за 26.07.2006 г.
В наше время изучения поэзий, вагантов, есть актуальным в аспекте требований Болонского процесса и создания единого образовательного пространства, а чтение ее не только дарит наслаждение, а и требует серьезной работы с комментариями и словом.
А к знаниям на закате дней можно причаститься!», «Прочь книжки изнурительные…», «Брось книжки, так как пролетит время, словно на крыльях…», «Довольно нам учиться!..»
За намеренным бурсацким пренебрежением и грубостью прячется стойкое презрение к представителям богатсва, если те были безграмотные и стремились знаний. Это на первый взгляд их стихи легкие и беззаботные, на самом деле каждый из них хорошо был осведомлен в античной литературе и Святом Письме, а потому по возможности старался инкрустировать свой текст цитатами, парафразами, намеками и т. п. — и все это приспосабливал к песенным мелодиям. Поэзия вагантов отличалась глубиной, широтой взглядов на мир. Итак, самые ваганты были людьми просвещенными, любознательными, достигали вершин науки, лишь бы получить заветную черную шапочку, а с ней и стабильное положение в обществе.
Юноши, поторопитесь, чтобы не потерять возможности, как возможность случится!», «К забавам жадными быть не колеблемся!», «Пусть же душу веселит молодость игривая!», «Как боги любимся!»… Как говорили о себе ваганты, они были своеобразным орденом на манер рыцарского, к которому зачисляли всех, готовых не только учить и странствовать, а еще и наслаждаться жизням, любить, пить вина, высмеивать общественные недостатки. Они создали свои законы, свою мораль и образ жизни. Дух свободы и жадность наслаждений в сочетании с отсутствием денег не давали им покоя. Так воспитывалось вольнодумство.
Эпитеты к сочинению: юношество безрассудное, злая старость, молодость игривая, красавица мыла, книжки изнурительные…. Сравнение: время пройдет, словно на крыльях… Олицетворение:, душа от тела отрывается, кровь не играет… Какая роль художественных средств? Они помогают создать эмоциональный фон, близкую к жизни народа поэзию, возражают пасмурный аскетизм.
Своеобразность поэзии вагантов, ее ведущие темы