Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I»
В центре повествования романа А. Н. Толстого «Петр I» находится фигура царя Петра, формирование его личности. Однако это произведение не превратилось в биографию государя. Становление его личности и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. А. Н. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя.
Он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Россия показана в романе в бурном потоке исторических событий. Начальные главы первой книги романа представляют собой экспозицию. Несмотря на то, что проходят годы, возникают политические раздоры, бунты, воины, необъятная российская земля живет по-старому, как будто ничего не случилось. Постепенно выявляются основные противоречия между враждующими «царскими» лагерями.
Границу определяет как бы сама история. Если за правительницей Софьей стояло все старое войско: «тридцать тысяч стрельцов, иноземная пехота, солдатский полк», то у Петра только два батальона, потешные полки, которые в миг могли бы быть разгромлены. Но в них воплощена новая политическая сила и идея борьбы с «тьмой» прошлого. Поэтому бороться с Петром оказывается невозможным.
София побеждена без боя. Но силы старого велики и многолики, и конфликт продолжает развиваться. В романе важна не только политическая победа, но и строительство России, утверждение ее силы и величия в Европе. Распадаясь на множество сюжетных линий, связанных с судьбами различных героев, действие произведения развивается последовательно. Это происходит не только благодаря сюжетной канве, но и в связи с тем, что каждый поворот сюжета значим в показе становления нового общества.
Этапами сюжетного развития является создание флота в Архангельске, поход на Азов, окончившийся «невзятием». Эти шаги молодого царя показали, что он способен на «большие и страшные» дела. Петр решается на перемены, которым сопротивлялась вся Россия, видя в них наступление «антихристовых времен».
После взятия Азова наступают трудные времена . Однако не турки становятся главными врагами Петра. На Дону поднимается волна бунтов, стрельцы из-под Нового Иерусалима идут на Москву. Кульминационным моментом в развитии сюжета является стремление Петра после знакомства с Европой излечить «железом» Россию, охваченную «гангреной». Страшной картиной казни стрельцов завершается первая книга.
Этапным событием второй книги является взятие «ключа-города», открывшее путь к строительству новой столицы, города будущего — «Питербурха». В это же время и во внутренней жизни главного героя происходит перелом: «С корнем, с кровью, как уст сорной травы, выдрал… из сердца» Петр любовь к предавшей его Анне Монс. Если первая и вторая книги начинаются с холодной зимней поры , то третья открывается картиной «июльского знатного» пейзажа. Не только главный герой находится в расцвете своих сил, но и жизнь в России приобретает черты «земного рая». Вокруг Петра собираются новые люди.
Даже судьба «бедного, беззаступного» Андрея Голикова резко изменилась благодаря тому, что и его талант был замечен царем. Эта сюжетная линия является одной из основных во второй и третьей книгах. Конфликт постепенно исчерпывается, получая в целом благополучную развязку. Главное сделано: «Нева тронулась». Деяния Петра становятся масштабнее, процесс перестройки народного сознания охватывает все более широкие слои.
Поэтому незавершенность сюжетного действия заметна только в хронологическом отношении. Конфликт же и во внешнем, и во внутреннем его планах показан полно. Он разрешается в соответствии с идейно-художественными особенностями произведения. Композиционные особенности романа обусловлены своеобразием авторской цели: во всем многообразии показать переломный момент истории.
Развитие сюжетных линий напоминает ручьи, стекающие в два основных потока: враги и соратники Петра. Каждое из сюжетных событий показано с различных точек зрения. Многообразие дополняется включением в текст документов и писем. Сюжетные события развиваются динамично, что связано с несоответствием великих замыслов и коротких сроков человеческой жизни. Петра подгоняет сама история, ограждает его от домашнего покоя, чтобы направить необъятную энергию царя на «государственное дело».
Динамика событий подчеркивается такими композиционными средствами, как возвращение героев , повторы ситуаций, деталей . Все это позволяет выявить изменения в психологии, образе жизни героев. Сюжет романа построен на хронологическом воспроизведении событий конца 17 — начала 18 века.
Прошлое воссоздается с реалистической достоверностью. События изображаются в широком социально-экономическом контексте. Для положения персонажей характерна общеисторическая мотивированность .
Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I»