Сюжет пьесы «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник»
В 1818-1821 гг. Котляревский становится одним из двух директоров полтавского театра и прилагает много усилий для формирования его репертуара, организации репетиций и представлений. Сама атмосфера театральной жизни Полтавы, критическое отношение Котляревского к таким псевдонародным пьесам, как «Казак-стихотворец» О. Шаховского, дружба писателя с М. С. Щепкиним, кроме всего прочего, способствовали его обращению к драматургии и написанию в 1818-1819 гг. пьес «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник», которые еще задолго до публикации (1838, 1841) получили сценическую жизнь и принесли хорошую славу автору не только на Украине, но и за ее пределами
Эстетика Просветительского в лице его самых выдающихся теоретиков Дидро и Лессинга считала театр наиболее доступным и действенным средством для пропаганды новых идей, для борьбы против феодальной тирании и сословного неравенства, видела в нем эффективные орудия воспитания моральности. Она выдвинула и обосновала теорию «мещанской» драмы, которая вопреки мертвым эстетичным нормам классицизма утверждала принцип сближения искусства и литературы с жизнью. Героями просветительской драмы становятся представители третьего состояния, обычные люди, с их каждодневными интересами и жизненными конфликтами.
Положив своими пьесами «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник» начало новой украинской драматургии и национальному театру, Котляревский выступил сторонником этих новых, просветительских идей. В отличие от «высокой» классической трагедии, которая с помощью абстрактно-логичного обобщения показывала подвиги и страдания больших людей, и комедии, где объектом смешного выступал народ, в пьесах Котляревского представители простого народа выходят на сцену как герои, достойные уважения и наследования. Характерно, что когда Дидро выдвигал на первое место движение ситуаций, их столкновения (типовые обстоятельства), а Лессинг, в известной мере пренебрегая фактической и исторической достоверностью обстоятельств действия. заботился в первую очередь об изображении родовых типов», Коиляревский пытался в своих пьесах показать типичные характеры в конкретных национальных обстоятельствах в свое время. Вместо основного классического конфликта — между ошибоками общества-в драматургии Котляревского появляется жизненный конфликт между членами общества, которое имеет в «Наталье Полтавке» достаточно выразительную социальную основу
На появление «Натальи Полтавки» и «Москаля-волшебника» бесспорное влияние имели русская драматургия XVIII ст. (Фонвизин, Капнист, Княжнин, Плавильщиков и т. д. ) и театральная жизнь. В большей мере пьесы Котляревского были связаны и с традициями украинского народного театра (вертепа), с интермедиями XVIII ст., с российской комичной оперой XVIII ст. и фольклорно песенной стихией так широко представленной в их произведениях.
В 1898 г., характеризуя восьмидесятилетнюю сценическую жизнь «Натальи Полтавки», выдающийся украинский драматург и актер И. Карпенко-Карый, назвал ее «праматерью украинского народного театра», образцом народной поэзии в драматичной форме». Указывая на органическую близость «Натальи Полтавки» к мыслям и чувствам народа и на большое эмоциональное влияние ее на зрителей, он отмечал, что «радость и горе, и слезы Натальи, были горем, слезами и радостью всего зала, который был набит барской прислугой».
Ведущей идеей в водевиле «Москаль-волшебник», генетически тесно связанном с народнопоэтическими источниками, в частности интермедией, есть утверждение новой ценности человеческой личности, высокой моральности представителей простого народа, противопоставления ее, барско-чиновнической этике Сценическую славу этой пьесы обеспечил М. С. Щепкин, в расчете на которого, собственно, она и была написана. Благодаря пьесам Котляревского Щепкин, за свидетельством С. Т. Аксакова, «перенес на российскую сцену настоящую малорусскую народность, со всем ее юмором и комизмом. До него мы видели в театре только грубые фарсы, карикатуру на напевную, поэтическую Малороссию, Малороссию, которая дала нам Гоголя».
В своих пьесах писатель близко подходит к мысли о том, что официальная мораль тогдашнего общества противоречит гуманистическим принципам. Это, в частности, ярко отразилось в помыслах и поступках Тетерваковского, Макогоненко, Финтика и других персонажей. Борение врожденной доброты, желания счастья, своим родным и близким, с одной стороны, и определенного материального расчета-с другой, составляет основу душевной драмы Терпилихи, которую жизнь с ее неумолимыми законами принуждает идти против гуманных чувств. Так же верность, честность, правдивость и искренность Петра, в отношении к Наталье приходят в конфликт с реальной действительностью, где мерилом всего есть материальное положение человека. Словно в противовес Терпилихе и Петру, которые не могут до конца устоять под давлением жизненных обстоятельств и вынуждены в той или иной степени поступиться своими моральными ценностями, Котляревский впервые в украинской литературе выводит на сцену новых героев — Наталью и Николая, которые благодаря силе своего характера способны ступить на путь сопротивления нечеловеческим обстоятельствам».
В самых затруднительных ситуациях Наталья, выявляя ум и изобретательность, хранит чувство человеческого достоинства, хочет утвердить личную независимость и сохранить глубокое чувство к Петру как наибольшую морально-этическую ценность. Она понимает, что брак, заключенный из материального расчета, не может сделать ее счастливой. Социальное неравенство между ней и возным наводить ее на мнение: «У господина такая женщина будет хуже наймитки… Будет крепачкой». И Наталка использует наименьшую возможность для сохранения свободы жизненного выбора и утверждения своего права на личное счастье.
В отличие от «идеального», но немного слабодушного Петра (образ его обрисован чертами сентиментальной растроганности) целостным за своей социальной сутью типом выступает бурлак Николай. Отличительными его чертами является развитое чувство человеческого достоинства, стремления, к независимости, смелость, ум, чувство солидарности с обездоленными и бедными. Именно через образ Миколы проявляются критическое авторское отношение к местным власть предержащим, раскрытие их лицемерия, крючкотворства и затхлости.
Сюжет пьесы «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник»