Сюжет повести Андрея Куркова «Не надо бояться темноты»
Одним из ярких литературных явлений современности стала повесть Андрея Куркова «Не надо бояться темноты» (2002). В ней актуализированы характерные для антиутопии и для постмодернизма в целом такие пространственные модели, как туннель, лаз, лабиринт. К ним автор добавляет оригинальную форму хронотопа — канализационный люк, который является для героев единственным средством связи с земной жизнью и способом определения времени и пространственных ориентиров.
Построение произведения обусловлено этим видом хронотопа: повесть делится не на главы, а на «выходы» персонажей (через люки) на поверхность. Действие перенесено в недалекое будущее, к тому же оно происходит в Украине, в Киеве. Реалии сегодняшнего дня вполне узнаваемы в художественном прогнозе антиутопии. Писатель изображает период приватизации, глубокого энергетического кризиса, неимоверного повышения цен на электроэнергию, монополии на энергоресурсы, что пагубно сказалось на жизни общества. Вследствие обнищания народа многие люди не смогли платить за электричество по новым ценам и превратились в «электрических беженцев», за которыми охотится новая власть.
У главного героя повести — Влада — за долги отобрали квартиру, ему, как и многим другим, теперь негде жить. Но «дело в том, что у «злостных неплательщиков» не просто отбирали квартиры и дома, а еще их забирали в новое рабство — говорили, что квартиры и дома не покрывали долги, и «неплательщики» должны были еще отработать на владельцев электричества по несколько лет». А этого герой уже не мог вынести, потому что не хотел стать рабом, и он убежал под землю, где, как оказалось, прятались сотни таких, как он. А. Курков отражает эпоху абсолютной бездомности и бесправности человека, где люди оказываются под землей вследствие абсолютной невозможности жить на земле.
Основные события произведения разворачиваются в темноте. Влад под землей знакомится с девушкой Мариной, которая убежала от своего отца — главы партии социал-демократов потому, что он из-за политических разногласий запретил ей встречаться с ее возлюбленным, сыном главы партии национал-демократов. История Ромео и Джульетты рассказан А. Курковым в повести-антиутопии на новый лад: «Ромео» не умирает, а едет учиться в Соединенные Штаты, а «Джульетта», которой только восемнадцать лет, но она в полной мере испытав давление со стороны родителей и предательство любимого, в знак протеста против фальшивой жизни отправляется в подземный мир. Марина и Влад блуждают в темноте туннеля, и только изредка выходят на поверхность через канализационные люки, чтобы узнать, где они находятся и какое сейчас время — день или ночь. Темнота стала теперь вечным спутником молодых людей, но в ней нет ничего пугающего, наоборот, в темноте они чувствуют себя защищеными, потому что их не видно.
«Не надо бояться темноты» — так символически называется повесть. Странствия персонажей по Киеву показаны в необычном ракурсе. Выглядывая изредка в канализационные люки, Влад и Марина отмечают, как изменились любимые ими места — Крещатик, Андреевский спуск, Владимирская горка, Подол, Киево-Печерская Лавра. Город становится одним из героев произведения. Он, как и люди, необратимо изменяется, страдает, попадает во власть страшных сил. Изображение реальных географических примет в фантастической проекции на будущее содержит трагический прогноз писателя, который старается предупредить любимый им город и все общество от пагубных последствий современных процессов. И все-таки город самим своим существованием, своими «святыми местами» бросает вызов социальной системе. Город не только помогает скрыться героям, спасает их, но и дает им шанс на новую жизнь: в фонтане у Днепра Влад и Марина находят монетки, которые бросали туда иностранцы, и на эти деньги они собираются поехать в Крым.
Читатель понимает, что побег в Крым — всего лишь прекрасная мечта, но герои верят в нее, поскольку они молоды, а молодость не может жить без мечты и без любви. Трагическому миру антиутопии автор противопоставляет мир, который вопреки обстоятельствам, рождается в душе юных героев. Влад и Марина потеряли в своей жизни все — дом, условия существования, деньги, родных и близких. Собственно, они и сами затеряны в подземных лабиринтах города. Но они не потеряли себя даже в этих нечеловеческих условиях. В полной темноте, в канализационном туннеле, откуда, казалось бы, нет никакого выхода, они все же нашли выход — в сфере духовной. Между ними вспыхивает взаимная симпатия, и у них появляется светлая мечта о Крыме, о южном солнце, о нормальном существовании, где больше не нужно прятаться и можно жить свободно.
Характеристика героев оказывается непростым делом, поскольку действие происходит в кромешной темноте. Но А. Курков находит новые неожиданные художественные способы и создает необычайно яркие художественные образы.
В построении повести-антиутопии А. Курков соединяет возможности литературы постмодернизма и барокко. Мир как лабиринт, борьба света и тьмы — характерные концепты барочной и постмодернистской культуры. Ориентация на визуальные образы, повышенное внимание к риторике, к Слову, к тому, что говорится и как говорится, символичность отдельных деталей, аллегоризм образов и ситуаций — все эти признаки барокко стали плодотворными для создания художественного мира повести «Не надо бояться темноты». Следует отметить и эмблематичность как особую, новаторскую черту, идущую от поэтики барокко и впервые проявившуюся в жанре антиутопии. Публикация повести А. Куркова «Не надо бояться темноты» сопровождается фотографикой Хуго Шэрра с изображением разнообразных канализационных люков. Эти изображения (своеобразные знаки современности) в сочетании с делением произведения на «выходы» создают дополнительное впечатление для читателя, который вместе с героями должен пройти через эти люки к постижению важных истин.
Используя традиционную сказовую форму антиутопии — повествование от имени вымышленного рассказчика из будущего, писатель тем не менее максимально приближает героя к современности. Восприятие главного героя, его лексика, сам стиль высказываний вполне соответствуют сегодняшнему дню. Так автор достигает актуализации насущных проблем и укрупняет духовные коллизии, которые разворачиваются во внутреннем мире современного человека.
Сюжет повести Андрея Куркова «Не надо бояться темноты»