Сюжет произведения «Повесть о битве на Калке» и «Слово о погибели Русской земли»
Первому столкновению русских войск с монголо-татарами — битве на реке Калке в 1223 г. посвящена летописная повесть, пространный вид которой читается в Новгородской первой летописи. Сравнивая этот вид повести с более краткими вариантами ее встречающимися в других летописях, МОЖ. НО прийти к заключению, что в пространном виде есть какие-то более поздние добавления, внесенные при включении повестив Новгородскую первую летопись, но в целом этот текст «сохранил в наиболее полном виде популярный южнорусский рассказ о Калкской битве, составленный почти сразу же после поражения русских в период между 1223 и 1228 гг.»
Начинается «Повесть» со слов о неожиданном появлении многочисленных и грозных войск неизвестного до тех пор народа3. Это кара, ниспосланная богом за грехи людей. Такая трактовка причин монголо-татарского нашествия на Русь, с позиций религиозной историософии, характерна для всех памятников книжного происхождения. Автор сообщает о разгроме этим грозным войском соседствующих с русскими землями народов: ясов, обезов, касогов и половцев.
Остатки разгромленных половцев пришли на. Русь и умоляют русских князей вступиться за них, предупреждая, что скоро враг обрушится и на русские земли. Однако отсутствие единодушия между предводителями похода сводит на нет ратную доблесть русских воинов.
События на Калке развертывались так. Подойдя к реке, объединенные русские силы расположились станом. Монголо-татары внезапно обрушились на «станы» русских князей, и последние, не успев приготовиться к бою, обратились в бегство. Мстислав Киевский, отряды которого стояли в стороне от основного лагеря, на гористой возвышенности, «видя се зло (эту беду), не движеся с места».
То, что Мстислав Киевский со своими силами не принял участия в общем сражении, определило и исход всего боя, и его собственную судьбу. Огородившись тыном из кольев, отряды Мстислава приготовились к обороне. Но они смогли продержаться всего лишь три дня. Все захваченные воины были перебиты, а князья (с Мстиславом было еще два князя) подвергнуты мучительной и позорной казни — их раздавили дощатым помостом, на котором пировали победители: «А князи имъше, издавиша, подъкладъше под дъскы, а сами верху седоша обедати, и тако живот их концяша».
«Повесть о битве на Калке» была написана в традициях русских воинских летописных повестей XII в. В небольшом по объему тексте автор сумел передать все обстоятельства сборов русских князей на войну, переговоров их с половцами и послами монголо-татар, рассказал о том, как шли к Калке русские воины, красочно описал подробности злополучного сражения.
«Повесть о битве на Калке» сохранила русскому народу горькую память об этом событии на многие столетия. Она неоднократно переписывалась и перерабатывалась в различных летописных сводах. Она служила источником для упоминания этого события в других литературных памятниках, посвященных борьбе русского народа с монголо-татарским игом.
«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции. Повести о житии Александра Невского». Поэтому некоторые исследователи считают, что «Слово о погибели» — вступительная часть несохранившейся светской биографии Александра Невского. Но сравнение стиля «Слова о погибели» со стилем «-Понести о житии Александра Невского» свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. Объединение этих текстов — факт их более поздней литературной истории, и у нас больше оснований видеть в «Слове о погибели Русской земли» отрывок не сохранившегося полностью сочинения, самое начало его.
Дошедший до нас отрывок «Слова о погибели» — либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» — об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств. В нем восторженно описываются былые красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. Изучавший эту проблему исследователь В. В. Данилов пришел к заключению, что «Слово о погибели» «сближается не со всякими патриотическими произведениями в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего появления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола»3.
Автор «Слова о погибели» восхищается красотой и величием своей родины. Воскликнув — «О светло светлая и украсно украшеная земля Руськая!», он говорит, что Русь славится озерами, реками, источниками, горами, холмами, разнообразными зверями и птицами. Она славна и «грозными» князьями, боярами, вельможами.
«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Обоим памятникам присущи высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них плача и похвалы, похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. В обоих произведениях имеются общие стилистические формулы, сходные поэтические образы.
Сюжет произведения «Повесть о битве на Калке» и «Слово о погибели Русской земли»