Сюжеты романов Лажечникова («Ледяной дом», «Басурман»)
Иван Иванович Лажечников (1792-1869). Лажечников, по словам Белинского, приобрел у своих современников широкую известность и громкий авторитет. Каждый из романов Лажечникова был результатом тщательной работы автора над известными ему источниками, внимательного изучения документов, мемуаров и местности, где происходили описываемые события. Этими чертами отличается уже первый роман Лажечникова — «Последний Новик». Основным местом действия Лажечников избрал Лифляндию, хорошо ему знакомую и, возможно, привлекавшую его воображение развалинами старинных замков.
В романе обличается лицемерие, прикрытое маской патриархальности, бездушное крепостническое отношение лифляндских баронов к крестьянам и их нуждам. Автор при этом вполне мог рассчитывать, что читатель сумеет применить образы лифляндских помещиков-крепостников к русской действительности.
В светлых тонах Лажечников рисует образ самого Петра, сочетающего в себе простоту и величие. Но писатель не показывает никаких противоречий и политической борьбы, проходит мимо варварских методов управления, применявшихся Петром. Облик Петра дан в духе романтической теории гения.
Наиболее значительным романом Лажечникова является «Ледяной дом». Создавая его, романист вчитывался в воспоминания деятелей поры Анны Иоанновны — Манштейна, Миниха и других, изданные в начале XIX в. Это позволило воссоздать с достаточной точностью атмосферу придворной жизни времен Анны Иоанновны и образы некоторых исторических деятелей. Но образ кабинет-министра Артемия Волынского, оклеветанного любимцем императрицы немцем Бироном и преданного страшной казни, идеализирован.
Сюжет предоставил Лажечникову возможность глубоко раскрыть положение народа. В страхе и унижениях, пережитых участниками спектакля в ледяном доме, в судьбе замученного бироновскими клевретами украинца звучит тема страдания русского народа под гнетом бироновщины.
В историко-бытовых картинах и эпизодах, в изображении ужасов бироновщины продолжает свое развитие реалистическая струя в творчестве писателя. Вместе с тем тяготение Лажечникова ко всему исключительному, таинственному, к восточной экзотике (образ Ма-риорицы), к сценам страсти, резкий контраст в его романе идеальных лиц и злодеев, мелодраматическое превращение красоты в уродство (Мариула), обилие таких эпизодов, как мучения, казни, громадная роль случайностей в ходе действия, увлечение эффектными сценами, наконец, лиризм и постоянное вмешательство авторского «я» — все это свидетельствует о принадлежности Лажечникова как писателя к русским романтикам 30-х годов.
Третий роман Лажечникова — «Басурман» переносит нас в Москву XV в., во времена Ивана III. Творческой удачей писателя является образ самого Ивана III, выдающегося исторического деятеля, человека сурового нрава. В этом романе Лажечников проявил особенный интерес к бытовым сценам старины, рисуя, в меру тогдашних познаний, картины старых московских улиц, народной нищеты, жестоких казней, уклада боярской жизни, борьбы религиозных воззрений и т. д.
Несмотря на умеренность политического идеала, Лажечников был близок по духу своему к патриотизму Пушкина и декабристов. Не случайно в конце 40-х годов, когда политическая обстановка обострилась, цензура не хотела пропускать без купюр и поправок новое издание романов «Последний Новик» и «Ледяной дом». В 1839 г. Белинский с полным основанием констатировал: «Вот уже третий («Басурман») роман издан г. Лажечниковым,- и слава его растет все более и более. Общий голос утвердил за ним почетное титло первого русского романиста…»
Сюжеты романов Лажечникова («Ледяной дом», «Басурман»)