• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Такие разные женские лица

 

Такие разные женские лица

Александр Николаевич Островский явился создателем репертуара русского национального театра. Его пьесы: «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница»-не сходят со сцен театров до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. Осуждая купцов-самодуров и увлекаясь вместе с тем самобытным их характером, бытом, Островский стремился отразить подробности их семейно-бытовой жизни.

При этом он подчинял изображение деталей разоблачению характеров своих персонажей, этим Островский, на мой взгляд, близок Гоголю. Сатирическое изображение не помешало драматургу создать реальные образы, запоминающиеся характеры. Особенно, по-моему, ему удаются женские типы — это мятущиеся, ищущие, горячие сердца.

На героинях-женщинах я и хочу остановиться. В первую очередь,- это Катерина из пьесы «Гроза», социально-бытовой драмы, где конфликт доведен до трагической развязки. Катерина религиозна и романтична одновременно.

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в атмосферу скопидомства и жестокого самодурства. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым, недалеким и нелюдимым мужем, со злой, сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе.

И если следование религиозно осознанному закону супружеской верности оказывается в душе Катерины сильнее любви к Борису, то порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из «домашней тюрьмы» в ней сильнее чувства долга. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Ведь с Борисом бежать нельзя, он не взял ее с собой. Признав моральный закон супружеской верности, Катерина второй раз нарушает его, но уже для того, чтобы обрести нравственную свободу, заплатив за нее жизнью. Добролюбов назвал это протестом против порядков «темного царства».

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды. Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном «обществе».

В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость — основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом.

Лариса — младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.

Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из «цыганского табора». Но противоречивость эта лежит в основе характера героини. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно.

Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым.

У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за скромного человека, который даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лариса презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такое отношение. С одной стороны, он презирает «цыганский табор» в доме Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты.

Карандышев не только оскорбленный бедный чиновник, но и мелкий помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных достоинств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею. Уезжая с Ларисой за Волгу, Паратов отдает последнюю дань своей прежней «волюшке» перед браком по расчету. Лариса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича трагично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает саму Ларису.

Теперь у героини нет ни приданого, ни чести. У Ларисы есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблазнам. «Ох, нет…- говорит она сквозь слезы, заглянув под обрыв.- Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! …Жалкая слабость: жить хоть как-нибудь, да жить… Когда нельзя жить и не нужно.

Какая я жалкая и несчастная». Лариса называет себя вещью и хочет продаться подороже. Все это — выражение страшного надрыва героини. Она умирает, примиряясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя, под «громкий хор цыган». Это Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли.

Создав социально-бытовую трагедию, Островский не только не поступился своими эстетическими принципами, которые нашел в первых своих комедиях, но разработал их дальше блестяще. Драматург показал сильные характеры, обусловил их появление национальными традициями и укладом жизни — все это поставило его драмы на недосягаемую высоту. Проходят годы, но не пропадает интерес к творчеству Островского.



Такие разные женские лица

Другие сочинения по теме:

  1. Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА Классный час для 8 класса «Мы все...
  2. Чем же объясняются разные ориентиры и разные позиции в творчестве Юрия Трифонов Прежде чем дать позитивный ответ на этот вопрос, Юрий Трифонов решительно оспаривает механистический детерминизм, который напрямую выводит нравственную суть личности...
  3. Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  4. Так кто же такие «мудрецы» в понимании современников Островского? В эпоху безвременья, реакции, невольной паузы в истории в особенно бедственном и угнетенном положении находится мысль. И если внимательно прочесть...
  5. Бывают такие отцы — …Батюшка в каком-то монастыре на западной Украине усыновил 253 малыша. — Сколько-сколько? — переспрашиваю своего собеседника. — Двести пятьдесят...
  6. Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Тема...
  7. Второстепенные действующие лица романа «Евгений Онегин» Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны им не с такой подробностью. Населив свой роман множеством самых разнообразных людей, Пушкин в...
  8. Кто такие хомяки? Многим детям очень нравится держать в своем доме хомяков и морских свинок. За этими очень приятными и сообразительными грызунами легко...
  9. Разные пути к здоровью Скоро три года, как с нами нет великого энтузиаста и пропагандиста оздоровления, известного кардиохирурга, академика Н. М. Амосова. Прожив долгую,...
  10. Действующие лица Персонажи «Вишневого сада» существенно отличаются от персонажей классической драмы, обычно подразделяющихся на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Герои Чехова...
  11. Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии «Свои люди — сочтемся». 3. «Недоросль»...
  12. Сочинение на тему Жилин и Костылин разные судьбы Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны....
  13. Кто такие «футлярные люди»? Человеку нужно не три аршина земли… А весь земной шар. А. Чехов. Крыжовник В 90-е годы XIX века в жизни...
  14. «ЕСТЬ ТАКИЕ ПРИРОЖДЕННЫЕ АНГЕЛЫ…» Душа и Судьба человека в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ....
  15. Разные способы преодоления «хаоса» писателями-реалистами Представители: В. Астафьев, В. Распутин, Б. Васильев, А. Приставкин, В. Бюлов, Л. Бородин, Вл. Маканин, Айтматов и др. Обращаются к...
  16. Действующие лица сцены в салоне Анны Павловны Шерер В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о «Мертвых душах», «Преступлении и наказании»,...
  17. Тема урока: Ровена и Ребекка — две разные судьбы Цель: проанализировать образы Ровены и Ребекки, формировать исследовательские навыки, учиться составлять план сравнительной характеристики образов, умение анализировать материал; развивать устную...
  18. Катерина и Лариса: кто сильнее? Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими...
  19. В чем трагедия Ларисы Огудаловой? Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году....
  20. Разные грани мира в лирике Максима Рыльского Многогранный талант М. Рыльского оказался прежде всего в поэзии. Слишком рано проявилось у него влеченье к литературному творчеству. Этому способствовала...
« Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого «Отрочество»
Мастерство Крылова-баснописца »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения