Тарас Шевченко. Рассказ о детстве поэта (отрывок из повести С. Васильченко «Широкий путь»)
Цель: закрепить знание биографии Т. Г. Шевченко; углубить понимание важности детства для развития человека; научить учеников выразительно читать и комментировать; развивать наблюдательность, образное мышление; формировать умение анализировать прочитанное и строить заключения; стимулировать учеников к самообразованию; воспитывать почет к знаменитому Кобзарю, любовь к родной земле, к родителям.
Цель: ученики должны знать: круг проблем, которые должны быть разрешимые во время изучения темы, факты о детских годах Т. Шевченко, значение слов крепостной, крепостничество, кобзарь, «Кобзарь», пророк; ученики должны уметь: самостоятельно определять проблемы, которые будут решаться на протяжении изучения темы; читать с пометками и осуществлять рефлексию, составлять план к прочитанному; рассказывать об Украине времен Т. Шевченко, детство поэта, его семью.
Тип урока: короткое знакомство с жизненным путем писателя.
Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, выставка произведений поэта, компьютер, видеомагнитофон, фильм «Тарас Шевченко. Завещание», иллюстрации.
Ход урока.
І. Организационный этап.
1. Эмоциональное налаживание на сотрудничество.
Обмен пожеланиями в парах («Пожелай мне удачи»).
2. Опережающая задача с рефлексией.
Пересмотреть слайды. Поделиться впечатлениями от увиденного («Микрофон»). Во время демонстрации слайдов учитель зачитывает поэтические строки:
Целую ночь до звезд я не спала, прислушалась, как море шумело, как темная волна вздыхала — и как сердце мое стучало.
(Л. Украинка).
Никогда мне не забыть Непривычную красоту Крымских гор.
(И. Левченко).
Этот лес живой. У него добрые глаза.
(Л. Костенко).
Ходим в сад. Я покажу вам сад, Где на коленах яблони спит ветер.
(Н. Винграновский).
Ручей среди рощи как ленточка. На цветке мотылек языков свечечка.
(П. Тычина).
За солнцем тучка плывет, Красные полы расстилает…
(Т. Шевченко).
II. Мотивация учеников на работу с проектами.
1. Сообщение глобальной темы.
Какой волшебный мир природы! Сколько непостижимого в величественной красоте родного края! Нет ни одного писателя, который бы в произведениях не рассказывал о своей Родине, о красоте природы родного края. Мы начинаем новую тему «Родная Украина. Мир природы», которую будем изучать в течение 11 уроков. Вы перелистаете поэтические страницы мастеров слова, откроете для себя красоту, разнообразие украинской природы и много других тайн в окружающем мире, ощутите особую обворожительность образного слова. Итогом поэтического путешествия живописной Украиной станут созданные вами творческие проекты, которые будете представлять и защищать на последнем уроке.
2. Объединение учеников у группы, выбор координатора.
Ученики воспринимают рекомендации учителя по поводу распределения на группы и согласовывают кандидатуру координатора.
3. Выбор тем проектов, их формы представления («мозговой штурм»). Предлагаемые темы:
Альманах «Мой родной край». Кроссворд «Жизнь и творчество поэта».
Словарик эпитетов (по произведениям поэтов Т. Шевченко, К. Малицкой, П. Тычины, Б.-И. Антонича, Н. Винграновского).
II. Актуализация субъективного опыта.
Кому принадлежат эти слова: «И чужому учитесь, и своего не сторонитесь»? Чтение учителем эпиграфа урока, короткий комментарий. Технология «Незаконченное предложение»: «Для меня Тарас Шевченко — это…».
III. Объявление темы урока. Определение цели.
Учитель сообщает тему первого урока в тематическом блоке, ознакомляет учеников с планом работы на уроке, дает перечень целей урока; ученики избирают цели, дополняют их собственными.
IV. Обработка учебного материала.
1. Словарная работа.
Объяснить значение слов, записанных на доске: крепостной, крепостничество, кобзарь, «Кобзарь», пророк.
2. Рассказ учителя (с демонстрацией иллюстраций, эпизодов из фильма «Тарас Шевченко. Завещание»).
1) Тезисы рассказа.
Т Г. Шевченко родился 9 марта 1914 года в селе Моринцы в семье крепостного Григория Шевченко. Первую науку мальчик получил от отца и деда. После смерти матери жизнь Тараса изменилось. В семье появилась мачеха.
Мать мальчику заменила сестра Екатерина. Наилучшей подругой и первой любовью была соседская девочка Оксана. После смерти отца жизнь Тараса стала еще тяжелее. Пророчество отца было воспринято мальчиком серьезно, и он пошел в науку к дьяку. Крепостные — люди не свободные, поэтому господин Энгельгардт забирает маленького Тараса к себе казачком. Желание рисовать не оставляло мальчика. Поэтому господин, увидев талант Тараса, отдает его в науку к мастеру Ширяеву.
2) Проблемная задача.
Опираясь на содержание произведения С. Васильченко «В сорняках» и статью из учебника украинской литературы «Тарас Шевченко», определить черты характера маленького Тараса.
3. Самостоятельная работа над статьей учебника «Тарас Шевченко».
Чтение с пометками (+ — я это знал, ! — новая информация) и рефлексия.
4. Составление плана к статье учебника (фронтальная работа).
Ориентировочный план.
1) Детство.
2) Большая семья.
3) Обучение Тараса.
4) Выкуп из крепостничества.
5) Выход «Кобзаря».
6) Шевченко в ссылке.
7) Последнее издание — «Букварь южнорусский».
8) Любимые детские поэзии.
9) «Вечно живой».
5. Работа над содержанием произведения С. Васильченко «Широкий путь». Беседа.
Зачитайте начало произведения. Какой жанр литературы он напоминает?
Что узнали о малой родине поэта? Как проходило детство Тараса? Найдите в тексте ласковые слова в языке Екатерины и сделайте из этого вывод. Расскажите о приключении, которое случилось у Тарасика с чумаками. Опишите его внешность. Что рассказал «подзаборник» о своем «чумаковании»?
Кто пророчил Тарасу будущее? Что именно? Оправдались ли эти слова?
6. Работа в группах.
Ученики решают проблемные задачи и отчитываются.
7. Мини-дискуссия (Метод «Пресс»).
Аргументируйте или опровергните тезис «Детство Т. Г. Шевченко было безрадостным».
VI. Закрепление изученного материала.
Экспресс-опрашивание (технология «Незаконченное предложение»).
Т. Г. Шевченко родился в… Родители Шевченко были… Мать Тарасу заменила сестра… Долгими вечерами мальчик любил слушать рассказы… Шевченко хотел быть…. Книга произведений Т. Г. Шевченко называлась… Десять лет поэт находился… Похоронен Шевченко…
VII. Рефлексия и оценивание.
Анализ записанного в начале урока предложения: Для меня Шевченко — это… Анализ достижения запланированных в начале урока целей, а также причин, которые содействовали или мешали их осуществлению. Устная взаимная оценка и оценивание учителем.
VIII. Домашняя задача.
Продумать содержание работы над выбранным большим проектом, определить важные проблемы. Составить творческий мини-проект «Мир детства Тараса».
Тарас Шевченко. Рассказ о детстве поэта (отрывок из повести С. Васильченко «Широкий путь»)