Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса
Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не получил такой славы при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не покидало до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч человек. После смерти писателя его произведения начали подвергать острой критике, и лишь в ХХ веке стало очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отражение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Диккенс сызмала самостоятельно зарабатывал деньги, так как отец, бедный служащий, за долги попал в тюрьму. Работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображал современные события и старался понять причины, которые их вызвали. Ведущая тема творчества писателя — тема борьбы добра и зла, что раскрывается в каждом его произведении.
Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отражает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства — одна из главных в его творчестве. Роман «Приключения Оливера Твиста» — первый «роман-воспитание», написанный в жанре, к которому Диккенс неоднократно обращался. Структура этих произведений похожа: ребенка, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуют родственники, желая воспользоваться беззащитностью ребенка, охотятся за наследством. Благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей плохих людей, получает наследство, а вместе с ним и признание в обществе.
В начале творчества, это воспроизведено в «Оливере Твисте». Диккенс считал, что материальная награда, благосостояние — цель, к которой следует идти, которая делает человека счастливым. Зло в «Оливере Твiсте» имеет двойную природу: во-первых, это общественное зло, изображенное через «рабочие дома», где содержатся бедные дети, во-вторых, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе целью уничтожить Оливера. Образ Оливера идеальный, его характер не меняется на протяжении романа: он не подпадает под влияние обстоятельств, даже находясь среди мошенников. В следующих романах тема детства углубляется, Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, что автору ставили в укор и при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» — это одна из черт философии писателя.
Он считал, что литература имеет большое воспитательное значение, влияет на сознание, и что счастливый конец утверждает оптимизм, радость жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одиноким. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он меняет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастье. Характерный относительно этого роман «Дэвид Копперфилд». Герой произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходит длинный путь духовного развития. Несчастное детство, сиротство, поиски родных людей меняют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.
Этот роман имеет автобиографические черты. Изображая развитие героя, автор изображает пути, которыми шел сам. В этом романе граница между злом и добром не такая четкая: героев тяжело разделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует такой прием: смерть персонажей, что помогает решить немало конфликтов.
В романе «Дэвид Копперфилд» этот прием имеет совсем другой смысл: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Уже взрослый, Дэвид Копперфилд влюбляется в дочь владельца фирмы, Дору, и когда обстоятельства позволяют, Дэвид вступает в брак с ней. Но пройдут года, прежде чем он поймет, что всю жизнь рядом с ним был по-настоящему близкий человек, Агнес. Смерть Доры не просто дает возможность Дэвиду вступит в брак с Агнес, а вынуждает переосмыслить свою жизнь, отношения с людьми, понять, что такое настоящая любовь.
Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям.
Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса