Тема дружбы и любви в зарубежной литературе XX столетия
Тема дружбы и любви, их соотношение и влияние на судьбу как одного человека, так и человечества в целом не переставала интересовать писателей на протяжении всего развития художественной литературы как искусства. По-новому эта проблема освещена в XX столетии, в эпоху катастроф, политической нестабильности, когда начинает формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям. Писатели XX столетия часто изображают дружбу и любовь как последнюю моральную категорию, которая осталась в разрушенном мире. В романах писателей «потерянного поколения» (к ним относятся и Ремарк, и Хемингуэй) эти понятия являются тем необходимым началом, которое помогает герою остаться живым. «Потерянное поколение» — это поколение, которое пережило первую мировую войну и осталось духовно опустошенным.
Эти люди отказываются от каких либо идеологических догм и ищут содержание своего существования в простых человеческих отношениях. Чувство локтя товарища, которое почти слилось с инстинктом самосохранения, проводит сквозь войну душевно одиноких героев романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Оно же определяет отношения героев романа «Три товарища».
Герой Хемингуэя в романе «Прощай, оружие» отрекся от военной службы, от того, что обычно называют моральной обязанностью человека, отрекся ради отношений с любимой, и его позиция кажется убедительной. Человек XX столетия постоянно стоит перед ожиданием конца света, перед ожиданием собственной смерти или смерти любимого существа. Кэтрин, героиня романа «Прощай, оружие», умирает, как и Пат в романе Ремарка «Три товарища». Герой же теряет чувство смысла собственного существования. В финале обоих произведений герой смотрит на мертвое тело, которое уже перестало быть телом любимой женщины. В роман вплетаются подсознательные раздумья автора о происхождении любви, о ее духовной сущности. Одна из основных особенностей литературы XX столетия в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Раздумья о дружбе и любви проходят на фоне социально-политических катаклизмов и, в сущности, неотделимы от раздумий о судьбе человечества в XX столетии.
В творчестве Франсуазы Саган тема дружбы и любви обычно остается в рамках частной жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой принадлежит большинство ее героев. Ф. Саган написала свой первый роман в 1953 году, и он тогда был воспринят как полное моральное падение. В художественном мире Саган нет места крепкой и по-настоящему сильного человеческого притяжения: это чувство должно погибнуть, едва родившись. На смену ему приходит другое — чувство разочарования и печали.
Жиль Лантье губит единственную и настоящую любовь в своей жизни, подвергнувшись ошибочному чувству собственного достоинства и желанию быть независимым. Герои Ф. Саган отказываются от ответственности, и это приводит к катастрофе. В романах Хемингуэя и Ремарка любовь терпит поражение под давлением той силы, которая сметает человеческие судьбы и ломает человеческие отношения. В произведениях Франсуазы Саган человек сам становится той силой, которая разрушает отношения и рвет связи. Эти две художественные традиции очень полно характеризуют особенности современного подхода к теме дружбы и любви, иллюстрируют два направления в изучении области чувств.
Тема дружбы и любви в зарубежной литературе XX столетия