Тема единства человека и природы в поэзиях Леси Украинки
Тема единства человека и природы всегда волновала писателей. Художники каждой эпохи, любой страны не оставались равнодушными то ли к суровым горным пейзажам, то ли к романтике бушующего океана, то ли к бескрайним степям их родной земли. В своей поэзии «Давняя весна» Леся Украинка тоже обращается к теме природы, но автор рассматривает ее по-новому, прибавляя собственные ощущения, внося в текст элементы своей биографии… Наверное, через это мы воспринимаем эту поэзию не только благодаря воображению (мы воображаем весну такой, которой ее увидела сама писательница), а и сердцем: мы ощущаем все то, что звучит в душе лирической героини.
Уже с первых строк произведения мы погружаемся в мир весны: в волшебные моменты, когда все живое расцветает, возрождается к новой жизни, исполняется весенними сынами. Как оригинально описывает Леся Украинка увиденное:
Лучами играла, сыпала цветы, Она летела быстро, будто стокрылая…
Одно лишь точное слово — «стокрылая» — а за ним возникает и ритм весенних ручьев, и пения птиц… Сколько раз каждый из нас видел весну, но нам было и довольно и мечтать о том, чтобы описать то невыразимое, что исполняло наше сердце. Талант писателя дал автору возможность высказать то, что чувствует каждый, из нас мало кто способен сказать! Аж вдруг, когда мы вместе с лирической героиней захватываемся красотой природы, такой внезапный контраст: «А я лежала больная и одинокая». Лирическое расположение духа сразу изменяется, отправляется в другое русло: нам и радостно через красоту весеннего мира, и горько через сочувствие к лирической героине. Казалось бы, автор не будет радоваться весне вместе с природой, с людьми, но нет: именно силы природы дают ей возможность бороться с болезнью и ощутить себя долькой мира, который пробуждается, исполняется новыми ожиданиями, жаждой к полной жизни. Леся Украинка показывает влияние природы на расположение духа своей лирической героини «даром весны». Наверное, это в самом деле дар: природа дает нам шанс приобщиться к ее празднику, ощутить связь с ней.
Наверное, так… Но мне кажется, что в этой простой на первый взгляд картине прячется еще один «дар» — дар, талант, умение эту связь ощущать, устанавливать незримый контакт с окружающим миром, жить и мыслить в унисон с природой. Такой дар, к сожалению, дан не всем. Хотя нет… Не все сохранили этот дар!
Большинство из нас живет сейчас в больших городах, где довольно и мечтать о первичной, нетронутой природу. Но же и в городе есть малость того первозданного, из которого и возник человек. Разве мы, идя поглощенные заботами с работы или обучения, умеем замечать чудеса вокруг себя: пробуждение первых весенних листочков, волшебные ледяные узоры на зимних ветвях, краски осенней листвы?.. Часто ли мы, идя улицей вечером, хоть на миг останавливаемся, лишь бы увидеть далекие и загадочные звезды?
Я хотел бы прочитать поэзию Леси Украинки не только школьникам, которые изучают ее за программой, а и многим взрослым. Так как это произведение, такой искреннее и немного наивное, навевает нам серьезные раздумья, у каждого из нас наступает будто прозрение: разве я замечал весну? Когда в последний раз я останавливался, чтобы вдохнуть тот особый весенний аромат в полную грудь?
Общение с природой — не дань моде, не какой-либо там бессодержательный ритуал, а возвращение «к источникам», к своему естеству, ведь все люди — дети природы.
Леся Украинка немного неожиданно заканчивает это произведение:
Весны такой не было и не будет, Как и была, что за окном заплесневела.
Почему не будет? Возможно, потому, что с пробуждением природы совпала первая влюбленность лирической героини, и потому весь окружающий мир остался в других, еще более нежных и романтичных красках? Возможно, автор намекает на то, что люди с возрастом теряют умение говорить с природой? Как бы там не было, задумавшись однажды над той волшебной силой, с помощью которой мир природы влияет на наши души, делая их чище, обновляя их, я надеюсь сохранить это умение по возможности дольше…
Главные герои поэмы «Старая сказка» — Поэт и рыцарь Бертольд. Действие происходит будто вне времени, но мы подсознательно считаем все описанное ситуацией, которая имела место в давности: еще бы, рыцари, прекрасная дама, военные походы… Но погружаясь в сюжет, мы забываем о том, что описанные события не потеряли своей актуальности и до сих пор. Автор очерчивает главный конфликт поэмы: это разногласия между Поэтом, который выступает будто обобщенным образом поэта как такого, певца красоты природы, выразителя народной мысли, и рыцарем Бертольдом, который олицетворяет обобщенный тип правителя, лакомого к деньгам и достатку, приземленного, амбициозного, несправедливого.
Дойдя до таких выводов с прочитанного, раскрыв то скрытое содержание, то широкое обобщение, на основе которого построила Леся Украинка свою поэму, мы понимаем, что «давняя сказка» имеет место и в XXI веке…
Вспомним времена СССР (ведь это было так недавно!), в частности репрессии, которые испытывали деятели культуры и литературы, журналисты и ученые. Разве это не Поэты, заключенные злым рыцарем? Поэт не боялся заключения, ведь знал, что его свободные думы-волшебницы, его потомки и последователи помогут его магическому слову и дальше распространяться светом, нести не только красоту искусства, а и идеи справедливости, равенства. Так же и общественные деятели XX века не стыдились и не бояться высказывать свою мысль, зная, что правда победит; даже если придется отдать за нее жизнь, — их дело не напрасное.
Мы помним этот непростой период в нашей истории и уважаем людей, которые показали себя смелыми борцами за свободу. Но исчезла ли эта проблема сейчас? Уже явилась «правда новая», которую будто пророчила нам выдающаяся поэтесса? Этот непростой вопрос. Ведь в нашей стране нет притеснений со стороны власти относительно журналистов, писателей, поэтов. Каждый может свободно высказаться, даже если его позиции не совпадают с чьим-то мысленным взором… Это на поверхности, но мне кажется, что проблемы все-таки остались…
Несколько лет тому назад в Украине было проведен и социологический опрос среди работников СМИ, в котором спросили, влияет ли политика редакции на мысли, высказанные в репортажах журналистов. И около сорока процентов ответили, что влияет…
По моему мнению, причиной этого есть не только «неправильная» политика редакции, а и способ мышления людей: еще и до сих пор, А не опасение по поводу высказывания своих мыслей, подсознательно еще боимся сказать пусть слово вопреки. Я надеюсь, что со временем такой способ мышления, такой способ поведения изменится. И он и сейчас изменяется, итак времена правды новой, наверное, не за горами…
Недавно я узнал, что за обычными для нас вещами (телевидение, радио, газеты) прячутся целые научные области: психология, социология, правоведение исследуют феномены, связанные со СМИ. Говорят, что журналисты не столько отображают общественную мысль, сколько создают ее.
И хорошо, если это Поэт из «Старой сказки», который призывает людей к борьбе за справедливость. Но часто журналы и телевидение влияют на нас не совсем положительно. Кроме того, я также узнавал о важном понятии «информационной безопасности» и «информационного нападения» — когда происходит специально организованное информационное влияние на зрителей… Значит, когда спала борьба между «правителями» и «поэтами», заострилась борьба между самими «поэтами»?
Все те процессы, которые имеют место в русле влияния СМИ на людей, скрытое противостояние или давление политики на журналистику — очень сложные и мы не можем извне их постигнуть, а затем не можем и найти путь решения многих проблем. Но существуют научный работники: психологи, социологи, правоведы да и просто общественные деятели, которые занимаются и будут заниматься этими проблемами. Итак рассчитываем на их компетентность и на нашу собственную осмотрительность и честность перед собой. Тогда, возможно, времена «новой правды» настанут очень скоро.
Тема единства человека и природы в поэзиях Леси Украинки